Фрагмент интервью Глеба Павловского, который работал с Путиным и Медведевым до 2011г.Знает внутреннюю "кухню", один из архитекторов т.н. "суверенной демократии":
М.Курников
― Вы называли «Сухой Суперджет» пиар-проектом. Почему?
Г.Павловский
― Он был пиар-проектом. Это было тогда несомненно, когда он затевался, когда его торопили, чтобы подтвердить, застолбить существование на рынке стран-изготовителей авиа современных самолетов.
М.Курников
― А кто потребитель этой пиар-информации: внешний или внутренний?
Г.Павловский
― Тогда — конечно, внутренний... Кстати, потом было уже не раз — появлялись такие, я бы сказал, шкурки самолетов, не существовавших на самом деле вовсе, в качестве истинно российских следующих — я уж не знаю, каких, сбился со счета — поколений. Потом оказывалось всякий раз, что половина его уже сейчас собрана из иностранных комплектующих, и в принципе его построить невозможно.
Ну, вот чем заканчивается эпоха фальсификаций. Фальсификаций в хорошем смысле слова, если у нее есть хорошей смысл. То есть когда мы имитируем существование того, чего нет. Оказывается, что мы, по-прежнему, не можем от этого отказаться — отказаться от имитации.
М.Курников
― А как из этого достойно выходить?
Г.Павловский
― Из этого очень трудно выходить. Я даже сейчас смотрю на это более скептично, мрачно, чем, может быть, лет 5 назад. Мы очень инфантильны. Мы очень хотим все-таки бесплатного выхода. А бесплатного выхода не будет. Здесь надо решиться в чем-то признаваться.
Слишком много людей заняты в процессе имитации — в постановках, спектаклях, фестивалях. Даже тут в первые часы трудно было определить после катастрофы, где реакция социальных сетей, а где просто купленные клики «Аэрофлотом», чтобы направить на «Суперджет», а, может быть, купленные «Суперджетом», чтобы направить ненависть на каких-то мифических «носителей чемоданов» из первого класса и так далее.
М.Курников
― На ваш взгляд, это не само по себе появилось? Это кем-то подогревалось?
Г.Павловский
― Знаете, это считывается достаточно просто: поставьте 5–10 постов в ряд, и вы увидите просто, что это чуть-чуть переделанные посты, один и тот же пост, собственно говоря, подгрузка, как говорилось в 90-е годы, в наивные 90-е годы.
М.Курников
― То есть, на ваш взгляд, все эти возмущения, в том числе, и людей, которые считаются лидерами мнений…
Г.Павловский
― Не все, не все. Почему же все? Это случай, где возмущения и сильные эмоции естественны. И мы вправе выкрикнуть что-то, даже если это полная чушь. Но после того, в следующие пять минут надо посмотреть, чего ты сделаешь-то, вслед за кем ты кричишь. Как в этой истории с чемоданами. Я более чем уверен, что сначала это были какие-то спонтанные наблюдения: бежит по полю человек с багажом — всё. Дальше кто-то сидит в пиар-управлении, смотрит: О, прекрасная тема! Давайте разгонять.
М.Курников
― Пиар-управление частной компании?
Г.Павловский
― Может быть, частной компании, может быть, «Аэрофлота». Я понятия не имею. Это меня не очень интересует в этой ситуации.
М.Курников
― Я просто пытаюсь понять — это так от себя корпорации убирают ответственность?
Г.Павловский
― Да. Вы знаете, ну это вошло в привычку, и это тоже часть машины имитации, потому что более важно отчитаться о проделанной работе, чем понять, что ты в глубокой заднице и надо в виде исключения честно поговорить с людьми.
https://echo.msk.ru/programs/personalno/2421103-echo/