Кстати новость про "Нику" напомнила мне, что я хотел написать о последних самых заметных байопиках: про Цоя и группу Queen.
"Лето", трейлер
"Богемская рапсодия", трейлер
Оба фильма связаны с гонениями на режиссеров, в России - это арест и процесс, в который даже Максим Галкин не верит (см. выше по течению) На днях Федор Бондарчук публично призвал освободить режиссера. Да за него уже практически все заступались, включая покойных Говорухина с Кобзоном.
В Штатах заправляет движение #Me Too, поэтому твиттер-обвинения в изнасилованиях и домогательствах чаще всего не доходят до судов (либо доходят и проигрывают там), но карьеры все равно рушатся.
Особенно печальны все эти вычеркивания из списков, когда человек значится как режиссер в титрах, а на награждениях его фамилия отсутствует. В Союзе уже в свое время навычеркивали, и мне одинаково противна эта практика, где бы она не возникала.
Также фильмы Серебренникова "Лето" и байопик Брайана Сингера "Богемская рапсодия" роднит шквал критики, который на них обрушился. Так сказать, "по теме"- не нравилась "неправда", которая возникала при драматизации и художественных допущениях. Понятие "художественная правда" не выглядела оправданием для людей, не согласных с трактовками и воспоминаниями жены Майка Науменко, на основании которых собственно и был написан сценарий фильма. БГ так вообще отказался смотреть, Артемий Троицкий, тоже ведь свидетель, он кстати гораздо мягче оценил)
Еще один персонаж того времени Сева Новгородцев даже поучаствовал в эпизоде, и заслуженно, ведь он посредством БиБиСи давал музыкальное образование в области рок и поп музыки поколениям советских граждан, лишенных этого в родной стране.
Для меня же оба фильма - правдивее сухих фактов биографии, потому что при экранизациях-новеллизациях, если это не серия ЖЗЛ, вполне допустимы самые разные изменения и фантазии, и даже сильные расхождения с реальной биографией изображаемых людей. А если показываемый характер, чтобы его проявить и проиллюстрировать как следует, требует сгущения и усиления ситуации, перестановки каких-то слагаемых? Ведь если - строго по фактам, то может быть вообще не смотрибельно.
Хорошо помню, как обрушились в свое время на "Битву за Севастополь", потому что у снайперши "все не так было". Но ведь и Сальери Моцарта не травил... и вот осталось только закон о фейках натравить
Укатают в асфальт живую жизнь, и будут потом сетовать - куда подевались таланты? Почему вокруг царят лизоблюдство и серость, и на один прорвавшийся с боем хороший фильм приходится 10 - про героических металлургов, кующих что-то тяжелое и железное сверх плана? Проходили уже такое.
Вот как раз про это "сверх плана" у Серебренникова в "Лете", один из сюрпризов, героиня Лии Ахеджаковой, проходя мимо телика, где вовсю сыпалось зерно и ездили комбайны (а на самом деле своего зерна тогда сильно не хватало, и недостающее закупали за нефтедоллары в США и Канаде миллионами тонн), так вот, она изрекла: прошла зима, настало лето, спасибо партии за это. Тоже ведь про лето, так что по теме было))
Ну и самое главное, для меня в этом фильме Виктор Цой и Майк Науменко - настоящие. Также как кстати и Фредди Меркьюри у Сингера.
Эпоха тоже передана верно, если для кого-то ностальгия собственно советское кино, то для меня - вот этот вот фильм
Он гораздо глубже, чем просто мюзикл, или как называли такое кино в советское время - фильм-концерт. Этот прием - "побольше музыки и песен", он одинаково хорошо работает в обоих фильмах.
Свободные люди в несвободной стране с задавленными эмоциями, запретами любых телодвижений на концертах и на сцене, кроме стояний враскоряку у микрофона.
Лже-"приличное", оно же лицемерное, что за "занавесом" изжили после 68 года, в СССР - держалось что называется "до упора".
Критикам Серебреникова, мол он "пропагандирует не те ценности", вот им точно стоило бы посмотреть "Лето", и оценить остающееся после просмотра послевкусие, светлые эмоции по поводу чистых душой людей, их дружбы, взаимопомощи и очень достойного поведения в ситуации зарождающегося любовного треугольника.
Похожая история случилась и в "Рапсодии", когда Фредди пришел просить прощения у музыкантов. Дружба и любовь оказались "якорем", в отличие ото всех этих льстецов, сбежавшиеся на запах денег. Приглашенные музыканты, которые безропотно соглашались со всем предлагаемым, оказались хуже проверенных временем друзей из группы, которые могли сказать в лицо неприятную правду.
Особенно понравилось, какой всепонимающий взгляд у Серебренникова на ТО время - и он не пытался обличать и разоблачать, потому что давно уже все ясно. Зато показали людей, которые не подозревали, что им уготовано стать звездами и кумирами миллионов. Но они были талантливыми и пытались жить той жизнью, которую себе сами выбрали. Даже если формально это считалось самым низом, ПТУ да кочегарки. Для них честность перед самими собой и стремление заниматься любимым делом были дороже любых карьер и прочих "правильных" вещей. Тогда ситуация казалась вечной, невозможно было представить себе, что скоро все перевернется, и для них откроется окно возможностей.
Для них та же группа Queen была недосягаемой величиной, но Цой сейчас стоит вровень с лучшими, для постсоветских стран он наверное и повыше будет, чем западные поп-звезды.
Не знаю, что там собираются еще снимать более "достоверное" про Цоя, переплюнуть "Лето" будет очень трудно. Правильно переданная атмосфера времени и общее ощущение ТОЙ жизни даются далеко не каждому режиссеру.
И в Каннах вручают награду за лучший саундтрек далеко не всем подряд, и приз за режиссуру - на "Нике". А Рому Зверя вообще отметили как "открытие года". Вот кто бы еще догадался двинуть рок-музыканта в актеры, да еще так удачно?