|
Спасатель |
|
Зарегистрирован: 11 июн 2015, 19:17 Сообщения: 4125 Откуда: Светлана, Санкт-Петербург
|
В этом году «взяла» второй класс. Мне всегда интересно работать одновременно и в 11, и во вторых. Интересно также взять малышей с «нуля» и посмотреть, чему смогу научить к окончанию школы ( так редко бывает, что удается провести класс от начала до конца, но все-таки бывает такая удача). Но с точки зрения методики - каждый раз возвращаться « к истокам»- это профессиональный вызов: это как родить нового ребенка)) У него вроде и ручки тоже есть, ножки, глазки, но он совсем другой. И весь мой педагогический опыт заново проверяется на прочность, потому, что всё «работает по-другому», что меня продолжает удивлять, заставляет вновь искать способы завладеть вниманием непоседливых почемучек. Далее - "многа букв"))
Будни
У каждого класса есть свое «лицо». Этому классу в общем-то не повезло: когда они были в первом классе, зимой серьезно заболела их учительница и надолго ушла на больничный ( несколько месяцев понадобилось врачам, чтобы диагностировать у нее опухоль мозга, которая впрочем потом была успешно прооперирована летом и сейчас коллега уже снова работает). Полгода к первоклашкам на каждый урок прибегали разные учителя ( в «окна» между своими уроками), чтобы научить читать, писать, рисовать. Но быть друзьями, помогать друг другу, разрешать конфликты, интересно проводить время вместе научить было некому и дети как-то сами организовывались, сбивались в кучки… Словом, имея семь нянек» ( пока учитель на больничном на его место нельзя никого принять на постоянной основе, к сожалению) дети научились на учителей не обращать внимания , как на сменные декорации( как бы не был хорош каждый «прибегающий», но у каждого свои требования и приемы, которые на бегу не схватишь…). Это очень печально, т.к. именно первый учитель постепенно учит всем азам совместного обучения, обучения в коллективе: слушать друг друга, слушать объяснения учителя, не перебивать, уметь корректно спорить, уметь правильно выражать свои эмоции, уметь их сдерживать, словом- учит учиться всем вместе. Нет, конечно, и дома ребят родители тоже всему этому учат, но ведь дома кроме сына или дочери нет еще 30 их одноклассников, у каждого из которых ежесекундно возникает сто желаний и вопросов…И, чего уж греха таить, не каждый родитель этому учит или даже просто об этом задумывается.
Да и детки разные в классах бывают.
И вот я уже четыре месяца ищу ключи к моим второклашкам. А они «пробуют меня на зуб»))
Вечером сижу готовлюсь к: нанизываю на нитку урока ( то, что необходимо на этом уроке по программе выучить, потренировать, повторить) бусинки- упражнения, игры, разминки. Бережно складываю эти «бусы»( записи) в учительскую тетрадь ( спасательный круг, если вдруг что на уроке забуду).
И вот он, их урок( один из наших первых с ними).
На перемене кто-то Сему толкнул, Сема расстроился, толкнул обидчика в ответ, выронил при этом книжки и тетрадки, кто-то пробегающий мимо эти тетрадки пнул…Семе не до урока вообще, эмоции ищут выход, одноклассники уже стоят вокруг, ждут представления- Сема обычно успокаивается нескоро. Но тут уже пришла я ( дети меня ждут около своего кабинета начальной школы, со звонком я их веду в кабинет английского языка), идем все вместе ко мне в кабинет. Сева нехотя идет последним, его книжки несут сердобольные девочки. При входе в кабинет Сева вдруг расталкивая всех вбегает первым. На неодобрительные реплики одноклассников огрызается: «Заткнитесь все!». Естественно, ошарашенная таким поворотом событий ( нечасто так себя малыши ведут, прямо скажу), пытаюсь сказать, что «Сева, нельзя так разговаривать ни с кем, никто тебя не обижал, тебе даже помогли тетрадки собрать». Ответ однозначен «Все дураки! Не трогайте меня!». Все уже зашли в кабинет, с интересом наблюдают, что будет дальше, явно ждут продолжения банкета представления. Я решаю, что урок важнее, говорю, что, хорошо, с обидчиками будем разбираться на перемене, а сейчас давайте работать. Здороваюсь с детьми, они мне хором отвечают приветственными стихотворными строчками ( скрытая форма фонетической зарядки). Сема надулся, молчит. Я делаю вид, что не замечаю, надеюсь, что постепенно остынет и будет заниматься с нами( так уже бывало). Чтобы повторить выученные на прошлом уроке вопросы по теме «Знакомство», достаю из секретной коробки игрушечного попугая( это наш традиционный «гость» на уроке, с которым класс каждый урок знакомится, т.е. каждый раз разная игрушка). Дети оживленно тянут руки, хотят задать попугаю вопросы ( как зовут, сколько лет, что умеет делать…). Сема же решает не ждать, когда его спросят, выкрикивает с места. Попугай, естественно, на его вопросы не отвечает. Сема широким движением руки смахивает все, что у него на парте, на пол и объявляет: «Меня не спрашивают! Не буду учиться». Я чувствую, что урок трещит по швам( бусы рассыпались, покатились по полу...), ребенок явно хочет играть по своему сценарию. Мои слова ( о том, что для вопроса гостю нужно поднять руку, ведь желающих поговорить с гостем много, что нельзя бросать книги на пол, они портятся и т.д.) для него явно не авторитетны. Повышать голос на ребенка не имею право ( и, честно говоря, боюсь,т.к. реакция может быть не предсказуемой), кроме словесного увещевания у меня других методов нет. Кроме одного – посылаю одноклассницу за классным руководителем, чтобы она помогла нам решить- продолжать урок или нет. Пока её ждем, пытаюсь продолжать урок ( хотя дети уже расслабились, с охотой рассказывают мне, что Сема так всегда себя ведет, делает, что хочет, бросает вещи, ругается….). Мы всё-таки кое-как делаем еще пару упражнений, Сема взирает на нас исподлобья, изредка выкрикивая ответы ( он знает много слов, вижу, что хочет отвечать, и нравится ему на уроках, но вот сегодня он в настроении перетянуть все одеяла на себя). Приходит «классная»( дети наперебой начинают ей рассказывать о Семиных «подвигах»), уставшим голосом говорит Семе, что он опять срывает урок, так себя вести нельзя, что позвонит маме ( на этих словах Сема начинает ерзать на стуле, но молчит). Спрашивает его- или он будет заниматься со всеми или она его уведет в их класс до конца урока. Сема молчит. Я решаю продолжать урок, объявляя, что раз Сема молчит, значит он согласен учиться, а я его сейчас буду спрашивать. Задаю ему пару вопросов, он сквозь зубы ( побежденный, но затаившийся) отвечает. После этого мы все вместе под музыку поем песенку-зарядку ( Сема делает с нами, ибо это весело и смешно), потом учимся писать новую букву ( все заняты своими тетрадками). Наконец-то звенит звонок ( я мысленно вытираю пот со лба…). Дети выстраиваются около двери, Сема ме-е-е-едленно собирает ручки-карандаши в пенал, все ждут. Наконец, всё собранно, идем к ним в класс. Сема идет последним…
В тот же день выхожу из гардероба школы около семи вечера. Сумерки, в гардеробе полутемно. Кто-то мне говорит "До свидания". Оборачиваюсь. Сема. "До свидания, Сема", иду к выходу. Нет, возвращаюсь. "Сема, что такое сегодня случилось у нас?". Сема опускает голову, молчит, сопит. "Малыш, тебе же нравится у меня на уроках, да?". Кивает. "Может, попробуем без драк обойтись?". Смотрит на меня. "Давай попробуем?". Кивает. "До свидания Сема"- "До свидания"..
Задумываюсь. Нужно как-то продумывать уроки с учетом Семиного , так сказать, темперамента..
У классной узнаю, что такое с ним случается практически на каждом уроке. Никогда не знаешь, в каком настроении Сема придет сегодня в класс, на что ребенок может среагировать…
Через пару дней маму Семы вызывают в школу, чтобы рассказать ей, что … словом, трудно с ним, еще сложнее, чем в первом классе ( там он учителей все же слушался). Со словами о том, что дома Сема идеальный ребенок, это в школе его «доводят», мама сообщает, что она его на два месяца отправляет в санаторий…
Учимся пока без Семы. Но «свято место пусто не бывает», кроме Семы в этом классе есть не менее замечательные личности))) Но о них- в другой раз))
|
|