Сева Новгородцев про страсти вокруг школьной программы
Мой коллега недавно женился. Супруга владеет франзуским, но по английски не говорит совсем. Раз уж попала сюда, учить придется, вопрос только — как? Я считаю, что лучший метод — детский. Первые два года, смотришь на все круглыми глазами и слушаешь, слушаешь,
Со временем в голове оседают слова, потом они наполняются смыслом, начинаешь говорить короткими фразами, постепенно их удлиняя. Другими словами, надо постоянно слушать радио, смотреть телевизор, особенно программу «телепузики».
Мой совет не подошел, его сочли почти оскорбительным. Интеллигентная образованная женщина и — какие то телепузики. Вот курсы от кембриджского университета с углубленным изучением грамматики — другое дело. Серьезно, солидно, научно.
Взрослый студент может сделать свой методический выбор, но ученики начальных школ полностью зависят от утвержденной программы. Вокруг этого бушуют страсти.
Бывший главный инспектор наробраза, освободившись от должности и ограничений, высказался недавно на всю страну и предложил, чтобы из программы изъяли все предметы как таковые, а вместо них ввели так называемые «зоны изучения»: понимание языка и его взаимодействия, понимание математики, понимание науки и технических достижений, понимание физического здоровья и культуры, понимание искусства и дизайна. И все это на основе информационной технологии.
Это значит что ученикам не будут задавать ничего конкретного, вроде зазубривания исторических дат или таблицы умножения, все это можно за секунду узнать в интернете или посчитать на калькуляторе, но научат ориетироваться в океане знаний и покажут где добыть информацию когда она нужна.
Такой тип знания можно назвать «прикладным», в отличие от «чистого» знания которому подвергались старшие поколения, в том числе и я.
Сейчас уж не могу похвастать, но когда то я напамять знал основные решения съездов ВКП(б) и мог назвать секретарей компартий всех братских стран. Не могу сказать, что это сделало мою жизнь духовно богаче.
Вспоминаю документ, попавшийся мне в какой то исторической книжке. Переписываются два ученых в начале первого века нашей эры, посылая друг другу глиняные таблички с выдавленными клинописными знаками. В письмах жалуются, что истинное клинописное знание уходит, все нынче пишут модными литерами, буквами, и сетуют по поводу того что произойдет с наукой и знанием.
В газете «Таймс» упоминали Сэра Генри Вуттона, который в своем эссе «Об образовании детей», датированном 1672 годом, утверждал, что латынь, греческий и иврит являются непременной сутью хорошего образования, поскольку в своем сочетании дают совершенство знания, филологии и философии, из которых вытекает потом все остальное».
С упразднением старой системы совершенство знания стало другим. Мы ехали как то на машине, застряли в пробке и приемная дочь, Настя, развлекала нас тем, что читала на своем IPhone страницы из интернет энциклопедии о пребывании Гоголя в Риме с 1837 по 1845 год, где он написал «Мертвые Души» и заклеймил духоту российской провинции.
Если бы сидел в этой российской провинции так бы не получилось, духота бы подавила.
Легкости бы не было.
Пузырьков