Мишем, я полностью согласен со всем написанным. Только несколько комментариев, буду поддерживать огонек в теме)
mishem писал(а):
Я хочу сказать, не факт, что для личности полезнее всего формироваться в стопроцентно благоприятной среде. Может быть, и так, но для меня - нет, не факт.
Тепличное растение? Нет)
Кстати спорт эту роль в школе тоже с успехом выполняет, состязание в командных играх и т.д. И никаких неженок) Физрук позаботится)
Но просто есть разница. Ситуации и ситуации.
Вакцина или заразить чумой?
(Вакцина) Научиться полемике, отстаиванию своей позиции, противостоянию в спорах, олимпийскому спокойствию при реагировании на критику? Эти школьные выборы, практикуемые в Штатах, они мне гораздо больше нравятся, чем мое школьное воспоминание о псевдовыборах комсомольских вожаков.
Можно выслушать про себя много нелицеприятного от других кандидатов.
(Чума) Или школьная травля, когда начинает нарастать угроза суицида, и вовсе не из-за каких-то групп в соцсетях.
Выплывет, научится, правда потом будет ходить к психиатру и пить антидепрессанты всю жизнь, как один солист британской поп-группы (я размещал здесь когда-то фильм ВВС с его рассказом)?
Или не выплывает и сведет счеты с жизнью?
Зато "познакомится с жестоким окружающим миром". Девиз "ну а что, пущай привыкают".
Я вот хоть убей не понимаю, что такое "либерализация школьного образования"
Боже как же нас напугали 90-ые и тогдашний развал привычных укладов жизни!
Хотя именно в те годы зародились новая рыночная экономика и современная конкуретная политика.
Правда сейчас усиленно топчут и то, и другое, но не затопчут. Потому что они - основа современного цивилизованного государства и общества. Бесконечно нельзя рубить сук, на котором сидишь.
Ревизия старых решений вполне себе вероятна в недалеком будущем, и расставание со значительной долей состояний, нажитых путем близости к "нужным" людям, "дружескими" содействиями и прочими полуфеодальными подходами, по какому-то недоразумению названными "демократией".
Это огромные деньги, которые сильно помогут наполнить бюджет, а затем - медицину и то же образование, например)
Школа сейчас находится в конкурентной среде. Во-первых, есть частные школы.
Во-вторых, дети сейчас имеют множество соблазнов, которых были лишены наши поколения.
Что у нас было: музыка? книги (к тому же фиг достанешь ту же фантастику, детективы, приключенческую литературу)? велик, лыжи?
А сейчас добавились приставки, планшеты, мобильные, соцсети, Ютуб, сериалы в свободном доступе - качай, не хочу!
Книги появились на любой вкус и цвет, правда их уже почти никто не читает.
Это сильная конкуренция обучению, домашним заданиям, школе. Перетягивает интерес ребенка. И одними запретами проблему не решить.
Образование не может не меняться. Просто потому что мир меняется.
Но главные критерии для "модификации" школы - эффективность обучения и здравый смысл.
Я не зря разместил пост учителя/репетитора из Беларуси. Потому что он очень хорошо разбивает поверхностный взгляд на проблемы школы. В том числе развеивает и некоторые мои иллюзии.
Мне кажется, он зрит в корень, разделяя какие-то вечные вещи и так сказать "новости технологии"
Карцерная, репрессивная "педагогика", все эти коллективные написания слова "ж.па" на доске (см. тему Юмор) - все это становится еще менее эффективным в новые времена.
При том что дети - зависимые существа и обязаны слушаться взрослых, у них тоже есть чувство собственного достоинства, и взрослые обязаны уважительно относиться к растущей личности. Но эта растущая личность не должна садиться всем на головы. Как это случилось в Швеции с бойкотом школы, пока не прекратятся выбросы, чуть ли не в ООН уже приглашают прогульщицу уроков. Великая активистка. Достойная смена движению #Me Too с экологическим уклоном
Или недавний ролик про какого-то сынулю влиятельного авторитета, который оскорбляет учеников и учительницу. Родители поставили камеру в классе, она все это записала.
Дети ведь копируют взрослый мир, как к ним относятся, так потом и они. Уже разбирали здесь причины травли - копирование репрессивной "педагогики" и/или вымещение на других детях своего унижения в неблагополучной семье. Т.е. тоже копирование своих репрессивных родителей.
Никуда не деться от неприятных вещей - зубрежки, неинтересных предметов и т.д.
Но есть одна заковыка - процесс усвоения знаний и умений мог бы быть менее мучительным, если ребенка попытаться как следует заинтересовать, "зажечь", чтобы он сам захотел осваивать новое, и оно стало интересным либо очень нужным лично для него знанием. И не везде нужна зубрежка, как в изучении языков.
Да и с языками может случиться стимул, если это знание станет жизненно необходимым.
Гугл-переводчик ясное дело - вещь хорошая, но не будешь ведь вечно в него утыкаться.
И конечно же новейшие технологии никак не могут игнорироваться. Иначе планшет, телефон и игровые приставки перетянут внимание на себя, как ты их не запрещай. А может их лучше разрешить и начать активно использовать в образовательных целях? Игры ведь тоже могут быть обучающими. Симуляция каких-то аспектов жизни. Моделирование ситуаций в экономике...
Эти проблемы упираются в недофинансирование, из-за чего распыляется кадровый потенциал и не растет смена.
Первое, что придется поправить
при новых властях, вот просто первое в силу важности проблемы - увеличить в разы финансирования школы, и поднять зарплаты учителей до того уровня, чтобы сделать привлекательными педагогические ВУЗы для новых поколений. А то скоро вообще учить детей будет некому, пока люди рассуждают насчет онлайн-обучения и Ютуб-уроков.
И конечно освободить учителя от бюрократической нагрузки, заполнения дурацких отчетов и т.д.
Я не размещал здесь рассказы белорусских учителей, почему они вынуждены были уйти из школы. Решил, что об этом уже не раз писали.
Помимо низкой зарплаты их сильно достали разными бумажками, дурацкими поручениями с ходьбой по квартирам и мониторингами соцсетей. Где-то кто-то наверху поставил галочку "меры приняты", а учителям добавляется задание отследить в Сети посты учеников с подозрениями например на суицидальные наклонности. И учитель должен в свое свободное время лазить по Сети и читать реплики десятков своих учеников. А потом если не дай бог что-то случится. Причем за пределами школы. Кто проворонил? Кому было поручено? Правильно - стрелочнику!
Школу нужно освободить от бюрократического чрезмерного опекания.
Дать возможность людям в значительной степени самим решать, чему и как учить. Что-то мне подсказывает, что они лучше знают, чем эти ребята-бюрократы от школы.
Конечно, я могу лишь догадываться о каких-то нюансах, но все мы бывшие ученики, имеем личный опыт, личные школьные впечатления поспособствовали неугасающему интересу к теме.
Но какие-то базовые вещи, они и правда вечные, достаточно почитать одного из лучших мировых педагогов, у которого ПОЛУЧИЛОСЬ, а именно: Антона Макаренко.
Помнится, его "Педагогическая поэма" когда-то мне раскрыла глаза на предмет. Именно после прочтения этой книги я понял, что у нас делается много неправильного. Об этом уже не раз писал выше, повторяться не буду.
Тем более, что в теме есть учителя, и чтобы мои слова не напоминали детский лепет.