Что касается "ненужности знаний в голове". Если интересует мое дилетантское ИМХО. Вопрос заключается не столько в том, чтобы голова была "пустой", раз под рукой имеются быстрооткрываемые справочники и учебники, а сколько в том,
чем именно ее наполнять) С учетом быстроменяющегося мира, и быстроменяющихся же знаний, которые могут в нем пригодиться. КАКИМИ знаниями, степень нужности этих знаний, понимание учеником этой самой нужности, именно для него, а не для корочки и учителей. Не отбывание повинности и голое насилие, чтобы заставить-вдолбить, а подвести к тому, чтобы ученик сам ЗАХОТЕЛ учиться. И чтобы извините за банальность, научить его учиться, разбираться в ворохе инфы и фактов, чтобы научить ориентироваться и отличать фейки от настоящего, зерна от плевел.
Ведь на самом деле многие вещи уже давно известны! Я про методики преподавания и оценки твоих знаний. Я помню в институте на одном из самых замороченных предметов, где было больше математики, чем физики, нам разрешали пользоваться любыми учебниками и конспектами. Так вот, если ты не постиг "нерв" и суть предмета, не уловил "каркас", на который можно нанизать то, что не обязательно держать в голове, тебе никакие справочники не помогут решить задачки и сформулировать правильно ответ, еще и при уточнении твоих решений во время ответа. И преподаватель совершенно спокойно разрешал на экзамене открывать любые источники, потому что для не усвоивших и не знающих - их это совершенно не спасало.
Мне кажется, многие ученики сейчас оказываются ровно в таком же положении, потому я не знаю, зачем запрещать гаджеты, особенно в старших классах. Списывать сочинения-рефераты... разработаны специальные программы похлеще гугла, которые способны отфильтровать твое от уже написанного кем-то и размещенного в Сети. То есть вооруженность современными технологиями случилась не только у учащихся.
Сделать интересным, увлечь. Вот писатель Борис Акунин предлагал обратившимся к нему представителей системы российского образования (которые хотели от него список источников и учебников, закачиваемых на школьный планшет) разработать игровые методики изучения истории, с элементами компьютерной игры-квеста, или стратегии, основанной на фактическом материале, типа часть учеников "защищает" средневековый город, а часть "нападает". И чтобы с помощью этого самого планшета оживить голые факты и даты, сделать увлекательным сам процесс.
То что я читал про американскую систему образования, если это не частная школа, а муниципальная, или как они там называются, и даже если они завалены баблом... Когда школьный совет, состоящий в том числе и из родителей, выбирает оснащение команды бейболистов-баскетболистов, или новый бассейн, конюшню с лошадьми, вместо кабинета физики/химии и нового компьютерного класса... Как бы считается, что должно быть среднее образование, и оно там как бы есть) А потом приезжают лучшие выпускники из СНГ и других стран и "делают Америку великой". Читал об этом много рассказов, и даже размещал здесь один.
И как люди там сначала прохлаждаются в школе, а затем начинают ж... рвать в платном высшем учебном заведении, которое должно обеспечить их профессией.
У нас зачастую же случается ровно наоборот: в школе усиленно учились, под надзором, а вырываясь из-под родительского крыла, например в другой город, молодые люди пускаются во все тяжкие... то что я неоднократно наблюдал у нас в Минске. Днем они работают (надо же оплачивать жизнь и учебу), на лекциях почти не появляются, от преподов - откупаются взятками... Деграданс налицо, сколько бы не утверждали обратное
А школа... ну не везде она хорошая! Вспоминаю свою - и линейкой по голове нерадивых били, и кричали (это почти всегда), указку стеклянную (или это был пластик) о черепушку одноклассника разбивали, дебилами-олигофренами постоянно называли)) Мелом запускали, в особенно раздражавшего-вертлявого, сидящего на первой парте)
Сейчас по Сети гуляют кадры избиения ученика младших классов училкой, из Комсомольска-на-Амуре, кажется. Ну что сказать - узнаю родную школу) Только тогда уголовное дело не возбуждали, да еще с формулировкой про обследование обстоятельств жизни ученика и его родителей. Что мне слегка напомнило: "ну как же, она слишком короткую юбку надела, сама спровоцировала насильников, проститутка".