Увидел исследование, которое констатировало и утрату возможности читать очень большие тексты у российской молодёжи, и в целом утерю у неё интереса к классической литературе:
«Число людей, полностью прочитавших, например, такое классическое произведение русской литературы, как роман «Война и мир» Л.Н. Толстого, входящего в обязательную школьную программу, в разных возрастных группах населения России снижается по экспоненте: если в возрастной группе 50-60 лет таких насчитывается 14,7%, или практически каждый седьмой, то в возрастной группе 20-30 лет - меньше 0,2%, т.е. один из пятисот»
(Пряников, ФБ)
Могу рассказать, что из всего класса "нашего городка" обязательную к чтению по программе "Войну и Мир" прочитал один я. Знаю точно, потому что не поленился "кулуарно" опросить. Народ крутил пальцем у виска: "Нам что, больше делать было нечего, чем читать эти огромные тома". Так что низкие были %, в городских, и особенно в сельских и поселковых школах. А сейчас они видимо стали еще ниже.
Интерес к литературной классике у моих одноклассников был невелик.
Принудительное чтение - весьма сомнительная на мой взгляд вещь. Сейчас люди вообще перестают читать. Любые книги. Выход я вижу (со своей дилетантской колокольни, на собственном примере и опыте), чтобы рекомендовать к чтению самые цепляющие и имеющие шансы на прочтение книги, т.е. пытаться заинтересовать любой тематикой - приключенческой, фантастикой, дамскими романами, из тех что получше, детективами и т.д. И классика конечно тоже.
Я ведь дочитал роман Толстого лишь только потому, что меня захватил сюжет. Не захотел бы осиливать такое объемное произведение - выкрутился бы, как остальные.
"Галерея лишних людей в русской литературе", "Лев Толстой как зеркало русской революции" и т.д.
Тут кстати мы упираемся в домашку. Если в школе царит некомплексный подход, и каждый учитель задает отдельно какие-то задания на дом, то в итоге запросто получается, что могут завалить заданиями. Необходим учет общего количества задаваемого на дом, анализ объемов таких заданий и т.д.
Правда есть у меня смутное подозрение, что никакими методиками не закроешь ситуацию, если учителю до лампочки ученики и их знания. Если он вообще не любит детей.
Или если он завален заполнениями разных бумажек, поручениями от руководства школы по контролю над детьми в Сети и т.д. Я размещал здесь видео, где бывшие белорусские учителя рассказывали, почему они были вынуждены уйти из школы.
Если учитель от Бога, то методика, по которой он учит, на мой взгляд - дело второстепенное.
У таких и "Войну и мир" многие прочитают
То есть я сейчас считаю, что проблему деградации образования надо начинать решать с другого конца - не с регулировки домашки, количества уроков, предметов и т.д., а повысить в разы зарплаты учителям, чтобы стимулировать приток лучших в педагогические вузы, освободить учителя от бюрократической рутины. "Оптимизировать" чиновничество от образования в сторону резкого сокращения числа бюрократов, плодящих мертвые и бессмысленные бумажные "вихри".