Надо сказать, что "прибалты", как их тогда называли, привносили интеллигентского европейского лоска, служили некоей разрешенной "заграницей" с примесью западного флера.
Яак Йолала решил уйти на пике успеха. Оставив после себя прекрасные, нестареющие песни. Ну и конечно - недовольство местных его успехами в стране, которую они не любили, тоже сыграло в "минус". В заключительный период.
Аналогичная история была и в Польше, если помните, после того как Барбара Брыльска сыграла в "Иронии судьбы..." Видимо сменятся поколения, случатся метаморфозы и разрядится международная обстановка, прежде чем сгладятся все эти вещи. То, что я знаю про молодежь в этих странах, у них другие заботы и цели, чем сильно быть заряженными от событий, которые для них - далекая история. Выучиться да уехать на заработки, параллельным курсом с русскоязычной молодежью из этих же стран.
Что же касается состояния эстрады, я исповедую "крамольную" по нынешним временам точку зрения, что дело не в отсутствии запретов.
Не запрещали бы рок, стал бы Йоала звездой в данном направлении музыки, как какой-нибудь Бон Джови. И продлились бы его деньки на эстраде, вон Мик Джагер после операции опять скачет по сцене.
"Проблема" с эстрадой связана с новыми технологиями. С морем разливанным инфы, с доступом миллионов к самопальному творчеству в Сети.
И соответственно начинаются попытки удержать внимание. Иногда самыми неприглядными способами, чтобы привлечь сбежавшую из телика молодежь.
Ну это ладно.
Просто людям, которым мила какая-то определенная эстрада, ничто не мешает именно ее и слушать, и порождать соответствующий спрос.
Я хочу напомнить еще один ныне подзабытый момент. Советская эстрада, даже лучшая ее часть, сильно пострадала от запретов. Но это произошло не сразу, а в тот момент, когда эти запреты были сняты. Люди ломанулись на новые формы и легализованную музыку. В эпоху "Ласкового Мая", зарабатывавшего огромные деньги, Эдуард Хиль пел во французском ресторане, а Лев Лещенко объединился с Владимиром Винокуром, и у них долгое время существовал такой юмористически-пародийный эстрадный дуэт. Потому что старая эстрада временно перестала пользоваться спросом.
Могу только поражаться находчивости артистов, которые умудрились пережить спад интереса, в котором они были совершенно не виноваты. Ведь сама ситуация была отложенным последствием многолетней цензуры, от которой эти артисты тоже частично страдали, вплоть до абсурдных запретов "Дня Победы". Потом прошло время, и этот тип эстрады самореабилитировался, чему можно только порадоваться, потому что я не люблю несправедливости. И началось это, если помните, со "Старых Песен о Главном", которые придумал Леонид Парфенов, а реализовали они этот проект в трех частях на пару с Константином Эрнстом.
Вот и случилась эта очередная метаморфоза интересов публики в ситуации свободы, когда никто никому ничего не запрещал. И не навязывал.
Когда везде пишут и призывают разделять "традиционные ценности", "традиционную" более интеллигентскую эстраду, у меня вопрос: а кто и что собственно мешает? Жить так, как хочется и слушать именно то, что хочется?
Зачем другим людям пытаться указывать и мешать жить так, как хотят они, слушать то, что хотят они?
Рассказы про пропаганду пошлости, дебилизма и низкого уровня - ситуацию не изменят, и можно только породить дополнительное напряжение в обществе попыткой введения запретов. Которые все равно ничего не запретят, даже в эпоху магнитофонов уже не получалось, хотя конечно осложнить жизнь артистам - могут, если их перестанут допускать в концертные залы и клубы.
А это предмет интереса таких людей, как Матвиенко. Для которых новые артисты, порождение Ютуба, конкуренты за зрителя в залах. И как удобно будет использовать государство и спекульнуть на заботе о чистоте
расы нации, чтобы не пели про современные подростковые проблемы, включающие в себя не только алкоголь, психологию братков, а также лирику из Зоны.
Но не "рюмку (же) водки на столе" запрещать за "пропаганду" - это конечно святое
Аналогичные нынешним волны "мусора" порождались во все года, во все века, в соотношении 10 к одному с чем-то стОящим. Конечно, с поправкой на масштаб сильно увеличившегося в численности человечества, и новые возможности распространять через Сеть свое творчество.
Естественный отбор в музыке, культуре, все равно оставит лучшее. Время здесь - главный фильтр.
И не нужно никаких "муниципальных фильтров" от музыки, потому что, как и в политике, они приведут к серьезным злоупотреблениям в интересах фильтрующих.
Или например приведут к вкусовщине с идеологическим "уклоном", к непониманию новых форм, в результате чего "Битлз" 20 лет были у нас запрещенной в телевизоре и на радио "диверсией", а потом вдруг резко стали "классикой". И того же Цоя не подпускали на километр к СМИ, не говоря о Гребенщикове, которого один раз пустили на легальный фестиваль в Тбилиси, после чего сразу исключили из комсомола и поперли с работы. А позднее - Орденом за заслуги перед Отечеством награждали за все то же самое.
Потому что все эти попытки заставить слушать одну музыку, и не слушать другую, пусть даже на чей-то взгляд самую примитивную и неправильную, это стремление "запретить алфавит", по выражению Павла Дурова.
Раз имеется алфавит, и ноты, самые разнообразные люди будут извлекать самые разнообразные звуки, и тиражировать их в Сети (вот это новый момент, да)
И ничего с этим уже не поделать
Зато в соотношении один к десяти по закону Старджона продолжит рождаться что-то путное, причем сейчас это происходит с гораздо большим охватом.
Конечно можно потонуть в горах музыкального "мусора", это да
Бывает непросто откопать там что-то стоящее.
Но зато имеется меньше шансов, что очередной музыкальный талант провалится в никуда.
В худшем случае - случится как с картинами Ван Гога, сначала будет 100 просмотров. А всплеск интереса - уже после смерти, когда наконец дойдет до нужного слушателя, прорвавшись сквозь горы "мусора" да распиаренных пустышек, и наконец оценят.