Я поклонником - в абсолютном смысле слова - вроде так и не стал.
Но чего-то вот тусуюсь тут с дельфинами… отчего-то важно мне, чтобы дельфины и медведи были вместе… как будто гармония универсума на этом зиждется.
Надо разобраться, на чем именно.
Я – извините, все, кто слышит это в сто восьмидесятый раз! – был поражен в самое сердце («так поражает молния, так поражает финский нож»), и вся планета распахнулась для меня в сентябре сего года, когда впервые в своей жизни увидел и услышал ДБ. То есть, если быть совсем точным, на слепом прослушивании за номером три шоу Голос опять же за номером три (привет Сашиной нумерологии) я его
увидел и послушал речь... а дальше понятно, Интернет с его Ютубом для таких случаев и придумали. Чтобы не в час по чайной ложке, а уж накрыло – так с головой. Пока тянулось бесконечное время до СП за номером четыре, я ничем другим не занимался. Лайвы, интервью, текстовые материалы… и заодно смотрел первые сезоны Голоса. С одной-единственной точки зрения: кого он выбирает? как он работает? какой репертуар? какое всё? Ну, а потом – всё одновременно: существующие материалы, плюс по пятницам – новенькие. Свеженькие. Прямо сейчас, значит, переживать надо. Искать – ну, кто? А вдруг – на этот раз – будет Он(а), даже не Маргошка и не Оленька, тем более не Гела… а что-нибудь Вот Такое Вот, невозможное… Может, Ольга Михална? Женя Благова? Ксана Сергиенко? (Симона меня на СП не тронула, дурак я был… но мои уши и уши ДБ сравнивать даже как-то неприлично, так что прощается). Все они мне нравились, всех я любил уже за то, что у них был выбор, а они поступили правильно. И заслужили мою безграничную любовь и вечную благодарность!
… и вот оно. Заключительное СП. Ну, пацаненок такой, да, ща чего-нибудь отожжет… скорее всего из альтернативного рока… процент фриков для зрелищности программы…
- Je ne… rêve plus…
Я не могу этого доказать, но я говорю правду: в этот момент я понял всё. Термин «Кы и Сы» еще не был отчеканен. Но этот концепт невербально сложился у меня в голове еще до того, как прозвучало «je ne… fume plus…».
Я стал подпрыгивать и орать: «Это к нам! Это наш!!.. Ну же, давай, поворачивайся! Твой пришел!!»
А потому что я на тот момент уже всё про ДБ понимал. А потому что я до ужаса, до дрожи в костях, хотел, чтобы и другие это поняли. Ах, - терзался я в те дни, - дорогие сограждане! Вы ведь, судя по тому, то я успел прочитать в инете, полагаете, что ДБ – это такая попса? Не слышали, не видели – как я двенадцать лет не видел и не слышал – но мнение имеете. А я-то – знаю, знаю! Я видел и слышал… И вот я вижу и слышу: юноша бледный со взором горящим, с Маладой, то есть репертуаром, абсолютно чуждым ДБ (во всех его многочисленных проявлениях – ничего французского, ни грамма от столь любимого мною жанра la chanson franҫaise, всё другое, всё о другом!) – это наш, и это к нам.
И ДБ меня не подвел. Он повернулся на той самой, зафиксированной в хрониках, секунде. Так рано: услышал. Почуял: наш. К нам. Культура какая-то. Совпадения какие-то.
- Да.
- Да?
- Да.
И на всех последующих этапах я за Сашку не волновался ни на секунду. У меня и мысли не было, что Димка его выпихнет. Ни разу. Ибо – «я знал». И я - знал.
…и что же это такое мы оба знали?..
«Я ждал – всю жизнь…»
Вот это для меня – эталонное исполнение песни на русском языке.
У Льва Толстого (которому, впрочем - поправьте меня те, кто в теме, - по моему мнению, медведь наступил на ухо) есть одно очень верное замечание, где-то в «Войне и мире». Привожу как запомнил (читал очень давно). Идея в том, что музыка для русского народа не очень и важна, она как бы сама собой рождается из верно произнесенных слов.
Вот так пел Сашка.
Сдержанно – как то космическое тело (убейте, не соображу сейчас, какое именно), где на миллиметр объема какая-то адски черт-те какая плотность. Шарахнет – мало не покажется. Но не взрывается. Держится. Всё – внутри.
Вот так
никогда не поет ДБ.
Он – взрывается. Там – внутри – неисчерпаемый источник этой материи под этим адским давлением, и он взрывается, в бесконечном цикле, снова и снова, на куски к чертовой матери! И эта бешеная сила мотает его по сцене, подбрасывает в воздух, швыряет на колени, выгибает и выкручивает – и никто не в силах этого повторить, ибо это не имидж, не манера, не темперамент даже, это
природа этого таланта - но где Инь этого Яна, вода этого огня, полная иноприродность на таком уровне, где противоположное становится одним?
И вот он нашел того, кто сумел – так. Стоя неподвижно. Без единой овнешненной эмоции. Сам в себе, сам себе, а получилось – нам и Богу.
…я удивлялся тем, кто на ФПК писал: «да что такое вы говорите – что у Билана есть что-то общее с Боном? Вот с Сесаревым – есть». Это люди ничего не понимают, значит, совсем. Ни в ДБ не понимают, ни вообще – в устройстве мироздания…
А мне было важно, чтобы поняли! И вот тогда я стал искать площадку. Нашел ФПК. Пока осматривался, читал – грянули Часы.
Я первый сказал слово «шаман» (на ФПК, сразу после Часов). Мне нужны эти лавры. Я горжусь этим словом. Потому что оно описывает природу ДБ, к которому я это слово и приложил – а не АБ, у которого она – прямо противоположная.
А противоположная – это не когда сбоку припека, мимо, не похоже, или вообще не про то. Это когда о том же, но на другом полюсе. А полюса – и есть полюса: противоположны в отношении одной сути. А возникающим между ними напряжением творится вселенная.
Высшая сила вводит шамана в транс, ломает его и корежит, и он одухотворяет мир пожирающим его пламенем – на пределе
выживания.
Высшая сила ведет рукой чудотворца, и он одухотворяет мир пронизывающим его светом – в
гармонии с этой силой.
А мы, одухотворенные, рады одинаково – как будто умылись, возродились, очистились, - огнем ли испепеляющим, родниковой ли водой…
…А потом (тут как раз и Лефлер спел про корабль) более проницательные заметили: наставники клонируются. И это было ближе. Но тоже не то. Клонировался только маэстро Градский. ДБ – полагал
свое иное.
Говорю – как думаю, как понимаю. Наплевать сейчас на вокал, на уровень мастерства, на технику, опыт, даже на саму личность. По экзистенциальной
природе таланта вот что я вижу:
ДБ пламенеет земным огнем.
АБ стоит в луче горнего света.
ДБ – шаман и скиталец.
АБ – чудотворец и якорь.
ДБ – обращенный варвар, раскаявшийся еретик. Вечно будет искать, расшибая лоб, отбрасывая одни заблуждения и обретая другие.
АБ – мудрец. Ему как будто дано прозреть истину. Просветленный.
В стихиях – огонь и вода, в живописи – темпера и акварель, в природе – молния и радуга. Ворон над полем – чайка на волне. Кровь – слеза. Набат над пожарищем – благовест над возрожденным городом. Отчаянный, сорванный хрип «за это можно всё отдать» - и «падаю» вверх, только вверх!
В любой самой развеселой песне ДБ звучит надрыв, разрыв, раздрызг, смятение, прощание, надлом («так весело, отчаянно шел к виселице он, в последний час в последний пляс пустился Макферсон»). В любой самой драматичной песне АБ звучит надежда, свет, возвращение, возрождение, благо, протянутая рука, целостность ("И всем казалось, что радость будет, что в тихой гавани все корабли").
Во всех этих дихотомиях, первая часть – моё, ох и моё!
Поэтому я поклонник
того, а не
другого.
Но мироздание творят - оба.
«ДБ мучительно ищет какую-то истину, которая другим дается сразу и навсегда» - цитирую по памяти с ФПК.
Каким – другим? Их много, что ли? Таких, обремененных истиной?
Ага, мучительно ищет, как будто по подземным переходам, пещерам, где темно и обдираешься в кровь, и только куски истины видны в отсветах пламени вулкана – который извергается бешено и каждый раз эти куски погребает, и надо их искать заново, вечно.
А другой – в единственном числе! - идет легкой походкой вверх по горной тропе, крутой, но светлой, и воздух там разрежен, но прозрачен, и дорога трудна, но ясна.
Но истина им светит – одна – обоим.
***
viewtopic.php?p=11546#p11546