Есть, на самом деле, еще одно – третье – шедевральное исполнение: на презентации Дотянись (уже выкладывалось Наташей, но мне надо для иллюстрации).
Часы с презентации Дотянись
Здесь ДБ делает совсем не то, что всегда. Никаких конвульсий, заламывания рук, паданий на колени, безумных импровизаций, выворачивания себя наизнанку с размазыванием по сцене кишок – словом, ничего из того, к чему привыкли. А делает он именно то, про что в предыдущей статье я клялся, что он «так не поет никогда». Когда всё – внутри. Интонации – гомеопатически точны. Вулкан, который не позволяет себе извержения. И слушателя пробирает дрожь – тоже изнутри, из костного мозга откуда-то.
Такая вот исключительная песня.
И вот отчего-то – хотя знаю, отчего: в силу той самой шаманской природы таланта – не решился он оставить эту песню себе вот
такой, или не сумел, или еще как. И добавил туда центральную вставку, ни пришей ни пристегни. На которой вроде бы можно выпустить себя самого на волю, наружу – наконец-то!
А не получается. Вот так, как в остальных песнях – не получается.
Слова мешают.
А когда это, спрашивается, нам мешали слова???
Творческий метод ДБ состоит в том, чтобы от материала вообще ничего не оставить. Материал взрывается, сгорает, осыпается пеплом, творится заново. Никакого «вдувания смысла в слова» не происходит: эти слова не стоят этих смыслов. Смыслы рождаются помимо слов, поверх материала, «вопреки всему». В огромном большинстве случаев – это удается, ибо материал позволяет. Не потому, что материал хорош, а потому, что он качественно такой – подходит для полной переработки, пере-творения, ре-креации, которая происходит на сцене, каждый раз по новой, на глазах изумленной публики.
А в Часах – в новой редакции – почему-то не получается.
В версии с Дотянись – то же самое, что у Сашки в Яждал. Такое ощущение, что никаких слов они ни фига не произносят (нечего там особенно произносить. Нет там смыслов и чувств, сравнимых с теми, которые они заставляют нас понять и перечувствовать своим исполнением), а поют какую-то свою отдельную мысль, которая выражается этими словами за неимением в данный момент других – а впрочем, все равно, эти слова или те, нужное доносится – помимо. Но эта – первоначальная - редакция оказалась неподъемной.
И вот в новых версиях Часов ДБ пытается именно вдуть именно смысл и именно в слова. А они для этого – малы. Эти слова – не по мерке этого вдувания.
Вот эволюция «просто я уже больше не вернусь сюда»: от строчки ни о чем, интерпретируемой лишь голосом и эмоциями, к совершенно конкретному, конкретно переживаемому содержанию.
Ну вот … это очень хорошо, конечно, но под конец это
не больше, чем «не вернусь сюда». А в самом первом фрагменте было
больше. Смысл, оказывается, нельзя вдуть, в слова-то. Он там или есть – и тогда из них извлекается, как в Не отрекаются или Gethsemane, или он там полунамеком полуприсутствует коряво и невнятно, как в Малыше, Ты как время и далее везде – и тогда его надо дуть
прямо зрителям в уши, преодолевая слова. Как делает и Сашка в Часах с Голоса (ручаюсь, что там никто никаких слов не слышит, слава Богу, там вся суть идет поверх)! Как делает ДБ – практически всегда. Кроме Часов, черт побери! Вот ведь песня-уникум!..
А я знаю, почему. Потому что материал, который позволяет вот это с собой делать – преодолевать себя и творить другое содержание помимо слов – должен при этом обладать правильным посылом.
А Часы - не подходит ДБ экзистенциально. Эстетически, на первый взгляд, подходит (причем как раз тем, чем – зеркально! – категорически не подходит АБ) – всей клаустрофобностью, паданием этим (вниз, не вверх! огромное количество раз у него в песнях – падение, падание, и все полеты, скольжения всегда чреваты падением, «и снова в омут головой», давеча выложил новый кусочек, где «разбиться о землю»), беспросветностью такой… А по сути не подходит совсем. Потому что у него всегда прямо противоположная интенция. Вот два ключевых момента, которые - независимо от непосредственного авторства – прослеживаются во всех песнях (а визуально - в лучших клипах) ДБ, существуют внутри его собственной органики (беру только внятные примеры, чтобы не уйти совсем в оффтоп, но более тонких тоже предостаточно):
(1)
…прости мне мою печаль, позволь мне немного слез
…дай же мне последний шанс, я все должен объяснить
…я пронесу через года свою вину, свою ошибку
…ты должна рядом быть, ты должна все простить
…лови мои цветные сны, они полны тобой, ты меня прости
…regresa de nuevo conmigo, te pido perdon
…never believe me, never forgive me
(2)
…светят огни городов, я за тобой вновь бегу
…я бегу следом за тобою, ты стала моей судьбою
…я готов на край земли
…и я кричу тебе «Постой»
…я просто бегу за тобой
Его лирический герой
вечно виноват и вечно догоняет ускользающую тень. У него на этом «прощу» песня начинает распадаться – хорошо всё начиналось, жутко, «я пока дышу», - а с этого места разваливается, не собрать уже. Он здесь как будто сам себе не верит, и «но я не твой» звучит, как будто человек сам себя через силу уговаривает (а сравните, как у Сашки, насколько выразительно «прощу», и с каким энтузиазмом: Но я!! Не твой!!!). «Прощу», «не твой», и вообще сам ушел и «не вернусь» – все это мимо, мимо. Всегда всё – от себя, изнутри, растерзаться и сдохнуть. А тут – нет. Как будто изображает что-то, примеряет – другой образ. Поэтому песня выходит – хромая. Смысла в эти слова не вдуть – чужие они. Поверх смыслов свои не наложить – материал не позволяет…
Вот «падаю» само по себе – хорошо… вниз, очень, очень вниз, фатально сквозь землю падает, на «у» (а тот, другой – вверх! на «а») – и это «йуууууууу» как из бездонного колодца… и есть версии, где после этого идут захлебывающиеся интервалы выше! выше! – как попытка выбраться – обреченная. И каноническая версия, практически без вариаций: как от выстрела в спину:
и это опять-таки очень хорошо, конечно, но –
Syringa писал(а):
Я долго привыкала к этой вставке, долгое время она мне казалась лишней, и честно могу сказать, мне всё равно, будет Дима петь эти слова или забудет про них нафик.
А в Сашином варианте это "падаю" - главное. Без него не было бы песни. Это "падение вверх" было настолько неожиданным, насколько и необходимым.
И мою нехитрую, хотя, возможно, и еретическую мысль – что песня эта Димке чужая – подтверждает одно соображение, от которого трудно отмахнуться. Он ее поет всегда примерно
одинаково, а вставку с паданием – одинаково до абсурда, с различием в миллиметры (там похрипывание, тут посипывание, тут «уу» на полсекунды короче; очень редко - версия с выкарабкиванием по интервалам): те, кто в теме, поймут, почему я этим фактом так поражен. Другие песни исполняются не просто каждый раз по-разному – а совсем по-разному, вплоть до того, что, как НБН или NeverLetYouGo, в разных музыкальных стилях, я уж не говорю про импровизации. В Часах импровизации нет. Есть – как бы окончательный вариант. Уникальный такой случай. И мне слышится: ну вот, песня есть – пою, не пропадать же ей…
Удивительная, удивительная песня…
А что у Сашки?
А там – вот он, шедевр.
TatyanaY писал(а):
я вижу Его лицо, руку, вскинутую вверх (никогда не думала, что руки могут быть такими выразительными), эти сумасшедшие эмоции. И после того как спел (перед обсуждением наставников), поворот головы назад, взгляд, как-будто ещё не вернулся в реальность. Сейчас пишу и так ярко все это представляю, ведь сколько раз пересмотрено, руки трястись начинают.
Для меня важно именно это выступление, каждый кадр, каждая минута, другой версии я не хочу.
Но другой версии и не будет – по определению. То, что было на Голосе – это
не версия песни «Часы». Это перелом судьбы, отчаяние решающей схватки, высший духовный подъем, слияние всех дорог и сложение всех векторов, кусок нашей жизни, наши души там, по ту сторону экрана. Этого с нами не будет больше никогда – спасибо, что это было.
Olga Kozerog писал(а):
Исполнение Часов на Голосе считаю The Best. Там все совпало, и Сашино отчаянное состояние, и длинные ноты, и классная операторская работа, и ... часовой прикид. А шея....
Малыш писал(а):
Для меня оно - самое лучшее исполнение Часов. Всё связалось воедино в этом номере: и вокал, и Сашин образ, и падающая нота, и утробный его крик на вдвоём, и гениальный вокализ в конце, и Димино лицо во время исполнения и особенно после него. Настоящий дуэт. Замираю в начале и выдыхаю в конце, и так каждый раз.
Дуэт. Ага.
Оставляю пока здесь – еще вернемся – перехожу к Авторадио.
Вот это – да, именно версия, именно Сашкина сольная, именно песни «Часы».
И он – слушайте, вот где Кы и Сы! – наступает на те же грабли. Он начинает
вдувать смысл в слова, вместо того, чтобы, как на Голосе, петь нам
свою душу поверх слов. И получаются – эмоционально – извините меня, Украдуи. Неожиданно в обоих припевах (начиная с «даришь глазам моим») возникает ресторанность, которой в этой песне нет (единственное, что в ней действительно было изначально хорошего – это неоспоримая строгая стильность). Такой внезапный разухабистый надрыв, враскачку. И как и с четвертьфинальными Крадителями, я недоумеваю: это стеб такой? нет? всерьез? Ну не может же быть…
Прослушивание стоит того, все равно – начало очень хорошее, а еще эти потрясающие ноты, на «а», на «ы»… а уж на фоне молчания последних недель – это пиршество духа какое-то… И тем не менее - итоги:
Я не знаю, смогли ли бы они все-таки довести до ума эту песню каждый по отдельности. Для Сашки вопрос уже, похоже, закрыт, для ДБ – пока открыт, но единственная совершенная версия уже была и проехала. А пока – по сольным версиям у меня вот что.
У АБ - такой небольшой балаган со встроенным вокальным экзерсисом. Для поклонников интересно, мило-дорого, но объективно особой художественной ценности не представляет.
У ДБ (о первоначальной версии не говорю, она вообще другая) - недобор, нет привычного нам самосожжения, - игра, маски, чужое, в середине охромевшее… особой художественной ценности не представляет тоже.
Зато дуэты!..
Ага,
обе шедевральные версии – дуэты. Даже там, где второй дуэтант не стоит на сцене… даже если оставить открытым вопрос о том, на какой процент ему принадлежат идеи (Саша говорил, что его – Сашина – только та гениальная длинная нота, но там есть и другие гениальные детали) - сколько своей души он туда вложил?.. насколько нам для полноты восприятия, для совершенства этой версии, необходимо, чтобы он сползал в кресле, а потом дергался, как припадочный, и переживал, растворялся весь в своем конкурсанте?.. И вот эта химия, которой нет ни в одной сольной версии, это электричество, которое между ними искрит, это поле, которое они создали - вдвоем!.. На сцене – один, и сейчас он гениален - вокально, эмоционально, артистически, стилистически… но эту гениальность катализирует – другой. И больше
так не будет.
Ну, а с Крокусной версией – чего уж там, всё уже сказано, и какое счастье, что она не просто записана (спасибо!!!), но существует еще и в Галином вИдении.
Привет писал(а):
оба , набирая скорость погнали с каждым своим вступлением , создавая совместный кайф и чудо на сцене - то что называют в суе - экспромтом , живаго , космосом .... да какая разница как это назвать ???????
И – не могу сейчас найти цитату – когда говорили: дуэт? дуэль? – кто-то сказал:
дуэль, но они на одной стороне.
Это песня такая – специальная. Ни одному по отдельности она не годится. Она – для обоих одновременно, именно в этой редакции, с паданием. Она – искра, огниво, которое вызывает трех андерсеновских собак, ухаб на дороге, из-за которого взлетает на воздух грузовик с нитроглицерином. В этом ее единственная – зато огромная, беспрецедентная - ценность. Хорошо бы они ее не разбазарили… а еще бы чего-нибудь такое же забацали!!