Писатель Сергей Лукъяненко. О шаблонах.Как-то сошлись в комментариях к прошлому письму два мнения.
Такое:
"правда ли что и при написании книг(романов в частности) для успеха используются некие шаблоны, которые всем удачным писателям давно известны и найдены были ооочень давно? Меняются лишь детали, антураж, местность и т.д. и т.п."
"А вот про фильмы говорят что таки да! Всё по шаблонам! Даже самые оригинальные и гениальные."
И такое:
"как же я завидую американским киношникам...но при этом ухитряются снимать так"
Это обыкновенный профессионализм, помноженный на массовое производство.
Чему тут завидовать? )))
Вот что я на это хочу сказать.
Оба комментатора правы и неправы одновременно.
"Некоего шаблона", конечно же, нет. И рецепта бестселлера тоже нет. И далеко не самая лучшая книга может стать бестселлером. И даже стать культовой, остаться "в веках" вовсе не обязательно выпадает лучшей книге.
Поверьте, если бы механизм "бестселлера" был - издатели не выпускали бы тот шлак, который не окупает даже себя, Роулинг не шаталась бы по редакциям, прибыль от мерчендайзинга "Звездных войн" не отдали бы Лукасу, а "Водный мир" не провалился бы.
Можно сколько угодно пытаться угадать вкус публики, использовать удачные "шаблоны", работать добросовестно и профессионально, вливать деньги в производство и рекламу - но книга или фильм не выстрелит. Это каждый раз случайность, неожиданность и тайна.
А вот после того, как выстреливает "Гарри Поттер" или "Код да Винчи" наступает эра подражателей. Обычно - крепких профи, которые состригают остатки зелени с лужайки.
Но успех первоисточника им не светит... Шедевры (хотя бы с точки зрения массовости - эти книги бесспорные шедевры) неповторимы.
Но! Но зато в США и отчасти в Европе прекрасно выстроен механизм создания крепкого поточного производства. Очкастый тинейджер стал популярен и прибылен? Сейчас вам будет толпа тинейджеров. Вампиры популярны? Зомби? Вот они, уже бегут толпой. И тут работает, действительно, тот самый поток, который позволяет создавать хорошие, популярные сериалы, книги, фильмы. Да, не шедевры. Но выше среднего уровня. И когда будет сниматься очередной сериал, специальный профи по фонам будет четко выстраивать картинку на заднем плане за героем. Другой специалист будет вставлять в сценарий шуточки, потому что они должны быть даже в драме. Третий четко и правильно оденет героев, чтобы одежда создавала нужный образ не меньше, чем игра актеров.
Именно этого у нас и нет. В литературе, где автор и сценарист, и режиссер, и костюмер и гримёр - это ещё прокатывает. Хорошие книги создаются... но на поток ставятся с трудом. А вот в кино у нас каждый режиссер - гений, каждый оператор - непризнанный талант. И каждый хочет внести в фильм не то, что "надо", а то, что он считает нужным. Иногда, очень редко, режиссер переламывает эту тенденцию и заставляет всех работать "как в Голливуде". Тогда получается. Или собирается команда гениев и фанатиков - и создают что-то необычное. Но это еще реже.
Поэтому шедевры-то случаются. С массовой хорошей литературой и кино - куда же.
Впрочем, не только с кино и литературой.
Со всем.
Отсюда:
http://dr-piliulkin.livejournal.com/816909.html