Хотела коротко. Получилось как всегда - долго и сумбурно:D
Цитата:
поэтому я так прицепился к слову Дар: если есть дар, есть и даритель, то есть талант - это когда Бог хочет от человека чего-то вот конкретно этого, и дает ему силы (способность) это осуществить, и вразумляет пониманием того, что это такое
тогда - именно тогда - возвращаясь к метафоре дороги - ее метафизическая, идеальная составляющая первична: начерченный маршрут понимается как верный, а все, что там по дороге встречается - оно внешнее, материальное, грубое, то есть преодолимое, пока этот голос зовет по верной линии и эта дарящая рука по ней ведет
А наоборот - это если первичным будет материальное, то есть сам путь. Попробовать: получается? ну вперед. Это - я так понимаю - вопрос не таланта (дара), а способностей, - а способностей у всех пруд пруди. Вот тогда несовершенства дороги и зияющие на ней ямы, конечно, приобретают сущностную важность. Яма на этой дороге, ну и хрен с ней, пойду по другой, а там камни падают на башку, поищу третью, авось куда и выйду.
Это, кстати, не только про искусство, а вообще - призвание в жизни: расслышал в себе голос Творца или нет. Я только не знаю, почему Он одним говорит громко, внятно и сразу, причем единицам*, а остальным - шепотом и с кашей во рту.
Цитата:
Вот сейчас для меня ты подтвердил: у Димы есть дар и его осознание. Вот он и идёт напролом, без сна и отдыха. Его ведёт эта сила, и он не противится ей.
Как человека не-религиозного, меня смущает превращение Димы из субъекта в объекта и такое немного мистическое восприятие его... невероятной внутренней силы. Его не ведет некоторая внешняя сила, судьба, его никто не направляет! То, что им движет - его собственное желание, собственное стремление, рожденное внутри. И идти двигаясь лишь за счет этого внутреннего топлива - гораздо тяжелее, нежели его кто-нибудь бы подпинывал. Потому и вызывает такое восхищение (ну, лично у меня - "в том числе и потому").
Цитата:
мало услышать этот голос внутри, надо еще в него поверить
и поверить, что он именно откуда надо идет, а не морок, не наваждение, не самомнение, и как-то суметь его от самомнения отличить
и тогда следующий вопрос: что хуже - от маловерия зарыть талант или мнить себя одаренным без достаточных оснований
а канеш, зарыть талант - хуже: грех
то есть эта "судьба" - формируется ясностью внутреннего зрения и верой (да не в себя! что там в себя...)
в общем, опять попал в замкнутый круг: но ясность-то эта и способность веры, они же тоже не всем даются в равной мере!! Опять: непременно в одном флаконе с талантом, или все-таки каждому по-разному (а зачем???)
Тут возникают противоречивые чувства - вроде бы и ППКС, а вроде бы и нет.
Атеизм сказывается. Согласна, что зарыть талант - плохо, но грехом/преступлением серьезным это не является, потому что люди не инструменты чьей-то воли. Они личности. Жизнь тяжелая штука не потому что она предопределена свыше, а потому что каждому дан свободный выбор:
который приходится совершать постоянно
который влияет на жизни других людей, не говоря уже о твоей собственной (ну и выбор других людей влияет на твою жизнь)
и последствия которого предсказать никто не в силах
Следовательно, вера в себя, ясность, убежденность в правильном выборе возникают далеко не сразу! Они не даны! Они приходят из опыта, эмпирическим путем. То самое "попробовал". А потом ещё попробовал. А потом сравнил себя с другими: я лучше? я хуже? я как все? И в зависимости от результата и посторонних вмешательств (поддержки или, наоборот, сопротивления окружающих) формируется вера в себя. Лучше начинаешь понимать, собсно,
куда идти. Вспоминая Димину биографию - так оно и было... + самодисциплина. Самое сложное.
Цитата:
вот я как раз склоняюсь к мысли, что это не вопрос выбора
Почему?
И спустя несколько страниц (вот они, форумные расстояния!) нахожу подтверждение своих мыслей в Диминой фразе
Цитата:
Мечту или, если хотите, страсть нельзя изобразить, выдумать на ходу, нафантазировать. Она либо есть, либо ее нет. Если мечта есть, то она превращается в манок, к которому стремишься, ради которого готов преодолевать уйму препятствий, даже если они порой кажутся непреодолимыми. И все для того, чтобы в один прекрасный день получить желаемое, увидеть эти краски. Потому что это делает тебя счастливым.
Цитата:
"Призвание... Некоторые артисты относятся к своему занятию достаточно поверхностно: ну хорошо, сделаем это, запишем это. А я музыкой живу. Я в этом постоянно купаюсь, каждый день. И любое общение я всегда пытаюсь перенести на ноты. Я сегодня, наверное, приду и напишу какой-нибудь новый бит. Невозможно сделать что-то, не потратив на это какую-то часть своей жизни. Я это понимаю. Понимаю уже 12 лет, это правда. Хотя в моей памяти, словно через какой-то фильтр, всплывают люди, которые говорили: "Ты не артист, у тебя никогда ничего не получится". А я до сих пор существую. Как это еще назвать, если не призванием?"
"Был момент, когда я очень сильно влюбился — сходил с ума года полтора, начал сомневаться в правильном выборе профессии. И Юрий Шмильевич мне сказал: «Ты так долго шел к успеху, твоя самая большая мечта — профессия. Разве ты об этом забыл?..». Прошло время, я остепенился и понял, что для меня действительно важнее всего. Я сейчас знаю, что самое главное — то, что я стою на сцене, занимаюсь любимым делом... Для меня по-прежнему важнее всего те самые эмоции, которую я дарю слушателю. К музыке, которую исполняю, можно относиться по-разному, но делаю я это с душой."
И ещё один серьезный выбор.
Цитата:
Вот это еще один аспект
вроде бы очевидный - понятно, что ДБ эталон в смысле всех перечисленных качеств, то есть, тьфу, не эталон, а абсолют (потому что дальше ехать некуда, а равняться на него, наоборот, трудно) - и мы его как бы здесь даже не обсуждали, потому что типа и так ясно
но кстати ни фига тоже не ясно
потому что эти качества, опять-таки: ну да, их можно развить с помощью "большой самостоятельной и серьёзной работы над собой". А можно и не развивать, понимаешь? Взять и плюнуть.
То есть это все туда же, в вопрос номер раз. Который я сейчас еще раз повторю, потому что он у нас как бы исходный, а в ходе дискуссии оброс еще пятьюдесятью других, и все безумно интересные (глазки разбегаются и лапки чешутся!!). А вопрос такой:
Если есть дар (не способности, не склонности, а именно здоровенный такой, на радость человекам и во славу Божию) - то он автоматически подкрепляется необходимыми для него качествами (внутреннее зрение, дающее возможность его понять достаточно рано, чтобы успеть развить; врожденная склонность/способность воспитывать в себе работоспособность и целеустремленность, позволяющие оформить этот дар технически и социально и т.д.) или это дело случая, удачи - у кого есть, а у кого и нет.
Здесь атеистам как раз проще, потому что ответ напрашивается: ну да, у кого есть, а у кого нет, а на нет и суда нет, чоужтам. Пенять можно только на расточительность природы, а она вообще расточительна. Ну, делов-то, на, допустим, десять тысяч рождается один с большим талантом, а из десяти таких один видит, к чему его талант лежит, а из десяти таких один еще и работать умеет и хочет... ну, в итоге и имеем одного на миллион. Как не фиг делать.
Ну вот, а я, допустим, понимаю талант не как игру природы, а именно как дар (ну да, свыше #ненуачо). То есть данную человеку способность именно что утверждать своей деятельностью наличие высшей сущности. Придавать смысл хаосу явлений. Оформлять неразбериху существования. Структурировать бардак бытийности. Проявлять замысел Творца. В этом роде.
И тогда вопрос: для чего давать одно, не дав другого, без чего это одно не может быть осуществлено. И проще всего два на поверхности лежащих альтернативных ответа:
1. Пути Господни неисповедимы (то есть, значит, есть для чего, но нам сие неведомо)
2. Может, в этом случае и дара никакого нет, а есть именно средняя человеческая способность, как у всех. То есть ничего страшного, никакого греха зарытия таланта, не произойдет, если эта способность не будет реализована, или будет, но не в полной мере.
Ну вот, и оба эти ответа меня по различным причинам не устраивают, первый - потому что мне дана способность суждения и я чувствую потребность ее упражнять, а второй - потому что возникает жесткая и удобная, примитивная конструкция, а что-то мне изнутри подсказывает, что всё устроено намного тоньше и интереснее.
Ох, тут прям вопрос вопросов, которые я вынашивала ещё с первого прочтения и вряд ли смогу собственное мнение на него облечь в верные слова с первой же попытки, но попробую.
Как агностико-атеист, думаю, что
ну да, у кого есть, а у кого нет, а на нет и суда нет, чоужтам. Но
Придавать смысл хаосу явлений. Оформлять неразбериху существования. Структурировать бардак бытийности. Это человек делает не потому что сверху разрешили, а потому что человечество до этого само доросло. Из миллионов видов только сапиенс развил в себе интеллект до рефлексии и самосознания. У камня нет морали, у дерева нет совести, у лягушки нет мечты. "
В законах Природы нет справедливости. Нет понятия «честь» в уравнениях движения. Вселенная не добрая и не злая, ей просто всё равно. Звёздам всё равно, и солнцу, и небу. Но это не важно! Нам не всё равно! В мире есть свет, и этот свет — мы!"(с)
Цитата:
3. Возвращаясь к Дару. Он может быть положен в такой сфере, что для его реализации необходима масса сопутствующих талантов. Чтобы далеко не ходить за примером
, у нас - Абсолютный Артист, и для раскрытия основного Дара ему еще дан талант телодвижения, талант внешней красоты, талант композиторский, талант глубокого чувствования, талант доброты, талант вИдения мира - и все это для того, если мы подходим телеологически, чтобы осуществить свое предназначение в полной мере. Как бы все одно к одному: выходить на сцену и потрясать души - надо, чтобы было, чем потрясать.
А если от обратного? Он не предназначен потрясать души - но того хочет, потому что, допустим, его самого когда-то кто-то до боли похожий хорошенько так потряс и не раз - и потому работает над собой, развивая талант и беря нахрапом то, что от природы в нем не заложено! Он писал вроде, что танцевать/двигаться он не то чтобы умел и мог с детства; занимался этим целенаправленно! а потом пришел аппетит во время еды, и когда круче всяких наркотиков тебя берет энергия зала, то со стороны кажется, что и к этому у него Талант. Даже если от природы там было "удовлетворительно" или вовсе "без способностей".
Цитата:
Но понятия судьбы как фиксированной дороги в христианской, например, картине мира нету. Это потом, обернувшись назад, можно проследить судьбу, а так - ничего не предначертано, и человек (вот это важнейший, центральный постулат) может измениться сам и изменить свой путь, причем в любой точке. То есть!! Вот, наконец допер. Как и с любым предначертанием: все-таки есть вопрос выбора (я страницей назад был уверен, что нет), и он именно такой, глобальный: отказаться от такой судьбы (которую планировал даритель) или принять ее.
И тогда! Вопрос смирения и гордыни. Парадоксально (то есть по видимости парадоксально, а на самом деле никаких парадоксов не существует) получается, что уверенность в своем даре и своих силах "угу, я гений Игорь Северянин, ай да Пушкин ай да сукин сын, землю огромив мощью голоса, иду красивый двадцатидвухлетний, у меня да и у вас в запасе вечность, "с добрым утром, Бог! - говорит Бах" - вот это как раз и есть проявление смирения (принятия Божьего плана в отношении своей судьбы), а отказ от этого дара - именно что гордыня; и вот, вот, вот почему грешно зарывать талант-то в землю!!
Вот! Выбор! Но не судьбу человек выбирает в плане предначертанной дороги, а путь. Потому что из точки выбора он видит конечный результат - идеал (мечту), то, что он вообразил, какие-то первые шаги, но не видит подводных камней, может их только предвкушать. И зачастую выбор идти к мечте даже в предвкушении препятствий (в результате они оказываются ещё выше, прочнее и убийственней) видит, что это сложно. Сложно быть собранным, дисциплинированным, протестующим, оригинальным. Ломать себя больно. Отказываться от неприятно. Поэтому 99% - не на вершине. Поэтому 1% так крут. Выбор приходится делать постоянно, и никто не подтвердит, что этот выбор правильный. Редко когда сам почувствуешь - да, получилось - в повседневности у нас лишения и тяготы, и чем дальше тем круче. И именно проход через вот это вот всё и делает этот материал-от-природы (молодого человека, ещё ничего не добившегося) сильнее и круче. Если не ломает. И именно то, что наверняка узнать заранее, сломаешься или нет, нельзя. Верить? Да. Но скорее - сцепить зубы, думать о мечте и работать.
Хочется подытожить, но подытожить то и нечем. Не свыше выбирают, кому на вершину, а кому в обыденность. Мы сами свой путь творим. И когда один из нас - таких же смертных - сам себя делает, то мы, закономерно, восхищаемся и вдохновляемся Им. Дима - отличный пример. Предлагаю вместо уроков религиозного просвещения устраивать в школах чтения биографии Димы и прочих великих.
З.Ы. И встречи со звездами, ага XD
З.З.Ы. Ну, Голос вполне себе попытка. И концерты, не забыть про концерты.