Пока жарища, смотрел Шерлока, от начала до конца, включая фатально провальный последний сезон.
Хочу быстро набросать мысели (может, потом донесу их до кинопоиска, надо освежать аккаунт время от времени, мало ли, опять для какого дела понадобится)
Есть такая вещь, как правила игры. Собственно, интуитивно понятно, что игра - это и есть правила. Если партнер, исчерпав идеи, пойдет конем по диагонали через всю доску, ему, возможно, станет от этого легче и веселее, но к шахматам это уже отношения иметь не будет. Именно такой ход конем по голове (с) совершен в четвертом сезоне.
А сначала какая классная игра-то была! Очень сложные правила, на самом деле сложные: Шерлок и Ватсон, двадцать первый век, сюжеты и персонажи вроде те, да не те, артефакты, улики, вещдоки, детали событий, имена и каламбуры - всё обыгрывается, всё переиначивается, но при этом такое впечатление, что поставлена сверхзадача. Не скатиться в пошлый мертвый постмодерн, а, наоборот, дать всему тому, любимому, еще одну интересную жизнь, в тонком балансе пересмешничества и настоящей творческой мощи. И получилось же, аж несколько серий было упоительных. Я даже, в отличие от многих, не обломался, когда в третьем сезоне пошел жанровый крен в сторону большей комедии, развлекалова, абсурда: ну пошел, ну и чего? тоже старая добрая английская традиция, привет Вустеру с Дживзом, Монти Пайтону и Fawlty Towers, пусть. Потому что правила все-таки держались, и игра (The Game is on!) шла в их рамках.
Вот, допустим, конкурс Чайковского. Сначала был чисто фортепианно-скрипичный, потом с годами прибавили виолончель, вокал, еще что-то, духовые. Ну понятно. Рамки немного сдвигаются, расширяются, пусть не только рояль и скрипка. И вдруг: бабах! Товарищи, у нас академические исполнители кончились, репертуар весь вышел, настал кризис жанра, теперь на сцену конкурса мы начнем выпускать также танцоров, акробатов, чтецов и мастеров художественного свиста.
Вот это и есть четвертый сезон Шерлока. Когда не сюжет, не тон, не жанр даже, а сами правила внезапно меняются. В рамках правил игра кончилась: то ли идеи все вышли, то ли уровень держать стало трудно, то ли творческое начало взяло и истощилось. Поэтому стали придумывать новые правила. Другие. Я не знаю, может, они и лучше (мало ли что мне не нравится). Но они не те, которые определяли ту игру, в которую я пришел играть. Введение избыточных концептов, абсолютно чуждых оригиналу и идее его (пере)осмысления (семейная мелодрама, расширение понятийной базы категориями амнезии и плодящихся родственников, стррррадальческие взгляды и душещипательные разговоры на десятки минут экранного времени, не говоря о заимствованиях напропалую из левых источников) - это художественный свист на конкурсе Чайковского. Может, кому и интересно, но не тем, кто пришел слушать музыку в первоначально заявленных рамках. Да и всем остальным, в итоге-то. Игра без правил имеет такую хитрую особенность: она очень быстро надоедает. Потому что она и не игра вовсе.
_________________ Все мои тексты, настоящие, будущие и прошлые, посвящаются Кепочке, моей музе, а отныне также и ангелу-хранителю
|