мелоди писал(а):
Основная претензия на данный момент - крайне низкий КПД. Дети перегружены домашними заданиями, от чего страдают и отношения с родителями. многие с первого класса нанимают репетиторов, чтоб сохранить добрые отношения с ребенком и он не отстал от программы. Разве это нормально? Постоянно идет процесс перекладывания задач обучения со школы на семью. Школьные программы пухнут за счет ненужных вещей.
Попробую прокомментировать. Слишком много ДЗ. Это непосредственно зависит от конкретного учителя.К каждому учебнику есть книга для учителя, где есть рекомендации по объему( и содержанию ДЗ).Если учитель дает намного больше,то значит не успевает проработать на уроке( причины надо выяснять), или хочет, чтобы дома был детьми взят дополнительный материал(сверх программы, но тогда вопрос- всем ли нужно давать так много). Это к теме индивидуализации обучения. Вывод: считаете, что по конкретному предмету слишком объемное задание ( можно прийти в школу и проконсультироваться с предметником или завучем, попросить показать нормативы. Подчеркну: прийти с вопросом, а не с претензией,так сказать- проконсультироваться. Опыт показывает, что это срабатывает и "увлекшегося учителя" проконтролируют.
Поскольку мы говорим в общем, то предположу и такую ситуацию. Именно какому-то определенному ребенку на домашнее задание требуется слишком много времени( его одноклассники в большинстве своем справляются быстрее). Этот ребенок или не успевает за темпом урока своего учителя ( я вот тоже уроки в достаточно быстром темпе провожу, хочу , с одной стороны, много успеть ( в программе заложено, действительно много и это должна "дать", с другой стороны, у меня нет проблемы с гаджетами- просто нет времени на отвлечение. Более того, в старших классах мы ими специально пользуемся- словари. информация из инета, диктофоны для записи устных ответов и взаимопроверки этих ответов- очень ребятам нравится) или или ему не нравится сам предмет(надо выяснять почему) и выполнение домашнего задания превращается в пытку, в желание этого задания избежать. Или в данной школе позиционируют углубленное изучение чего-то и требуют больше, чем в других школах. Нужна ли конкретной семье такая школа, которая на 11 лет превратит жизнь семьи в ад? Т.е. здесь постоянно вопросы выбора приоритетов. Повторю, в каждом случае( как и в медицине) нужно разбираться в деталях.
Про ненужные вещи в программах- полностью согласна. Есть куча ненужных общих курсов, которые можно было бы за пару уроков в году дать. Но наличие таких курсов- требование "сверху", тут школа ничего не может сделать.-
мелоди писал(а):
Нет нормальной дифференциации по способностям и целям обучения. Это приводит к тому, что половина материала просто преподается впустую.
Как уже ответили, в обычной школе практически невозможна дифференциация по способностям и целям обучения. Понятно же, что если в классе 30 ( а часто и более) , то на каждом уроке работать с каждым индивидуально практически невозможно. Да, мы пытаемся( и проводится неимоверное количество семинаров и курсов для учителей по этой проблеме, поверьте мне): и карточки готовим индивидуальные( но как часто это можно делать?), и домашние задания, бывает, разные даем ( но это же еще нужно придумать эту разницу, она в учебниках не отражена,т.е. учителю нужно практически каждый день на огромное количество учеников придумывать практически сборник дополнительных упражнений...).И в ходе урока используются разные виды работы- и парами, и группами. Но это всё совсем не похоже на индивидуальное обучение. Здесь задача со многими переменными, которые каждый урок имеют разные значения. Но не каждый учитель, к сожалению, гений...
Даже в специализированных школах, куда вроде бы набирают по некоему конкурсу( хотя не имеют право!) в классах оказываются ученики очень разных потребностей и способностей. Немного лучше ситуация становится только в старших классах спецшкол, куда действительно собираются уже определившиеся подростки примерно одинакового уровня знаний. Но ведь это какой путь!
Но при всем этом, о-о-о-чень многое зависит от конкретного учителя. Подготовить урок (один! а ведь у нас по 5-6 каждый день, а у некоторых и больше), который будет отвечать тем требованиям, которые сейчас существуют- большой труд. А профессия у нас массовая...Хотелось бы, чтобы в учителя шли только отличники...
Но коллег, которые трудятся от всей души, я знаю многих. Учусь у них, учу их сама..
Но и как Сократ каждый год, входя в новый класс, думаю, что я опять ничего не умею))