Light писал(а):
Перегружать излишними тонкостями наук, конечно, не нужно ( хотя, если учитель- виртуоз, то и тонкости ученики изучат с удовольствием, но, увы, в школе виртуозов столько же, сколько и в обычной жизни, т.е. мало). Но дать основы всех наук просто необходимо, чтобы было из чего ребенку выбирать-то. И не только по принципу "выбираю то, что учить легче". Чтобы выбрать, нужно ведь немного в направлениях разбираться... Кстати, многое уже в школах в этом отношении меняется. уже в 9 классах появляются элективы,т.е. предметы по выбору. 10 и 11 классы часто становятся профильными ( техническими, естественно-научными или филологическими).
Мне уже давно ясно, что с вами мы единомышленники по школе. С той поправкой, что вы профи и лучше во всем этом разбираетесь, а я дилетант.
Все-таки современную тенденцию (осторожная дифференциация обучения) я определил верно.
Ни в коей мере не покушался на основы наук) Обязательный список для всех, плюс дополнительное изучение по интересам. Только вот вопрос: насколько углубленно изучать основы? По мне, так с этим "углублением" сейчас явный перебор. Оно все равно оказывается лишним для подавляющего большинства.
А насчет физики, насколько она обогатила и улучшила понимание мира, легко каждому про себя понять по двум вопросам:
1. Как изменится уровень воды в стакане, если плавающий в нем лед растает?*
2. Как изменится температура воздуха в комнате, если открыть дверцу холодильника?**
Если ответите правильно на оба вопроса, значит физика до сих пор что-то дала... дает) Если же не ответите, значит вы ее давно и прочно забыли)) Если же что-то еще уцелело в памяти, тогда при просмотре голливудских фильмов можно будет повосклицать: ну и идиоты! Когда на экране в очередной раз произойдет совершенно немыслимое антинаучное действо) в якобы НАУЧНО-фантастическом фильме)
Собственно Жванецкий дал такое определение образованию:
Образование - это то, что у вас остается, когда вы забываете все, чему вас учили))
Я еще очень сильно подозреваю, что когда речь заходит про наши школы, то в голове- совсем разные их варианты. Я учился увы в довольно плохой, за редкими исключениями, а большинство городских - в хороших)
Дело в том, что дифференциация ведь давным-давно происходит, посредством кружков и факультативов, ну где они имеется. Плюс то, что вы написали. Просто можно было бы осуществить смещение кружков-факультативов - в основное время учебы, с уменьшением общего времени в течение дня, затрачиваемого на эту самую учебу в школе, плюс ограничение времени, затрачиваемого на домашки ( у финнов это полчаса кажется, для младших школьников) То есть парочка уроков, физкультура, небольшая домашка. И все)
При этом насколько я понял, сам учебный процесс у финнов кардинально переработан! Ясное дело, возможны и другие подходы, но ликвидация перегрузок школьников и сокращение лишнего/не очень нужного из школьных учебных программ - еще одна тенденция на будущее.
Если бы это радикально сказалось "в минус" на качестве образования, но финны по многим тестам лидируют, и уж точно они не в хвосте списка. Если к ним со всего мира сейчас приезжают учителя для обмена опытом, значит там есть что перенимать.
_____
* Не изменится)
** Повысится)