«В этом году собрали золотой состав наставников»: главный продюсер «Голоса» Юрий Аксюта о новом сезоне на Первом
— Юрий Викторович, что нас ждёт в новом сезоне проекта «Голос»? Чем вы нас будете удивлять, чем новый сезон будет отличаться от предыдущих?
— Ну, во-первых, тем, что проект «Голос» выйдет в эфир. Мне кажется, что за пять предыдущих сезонов зритель уже успел привыкнуть, полюбить как сам формат, так и людей, которые в нём живут, в нём существуют. Я имею в виду в первую очередь, конечно же, участников. Потому что каждый год, каждый сезон один проект «Голос» отличается от другого проекта «Голос» главным образом участниками. Существует масса драматургических и продюсерских приёмов, которые мы используем, чтобы в существующую драматургию привносить что-то новое, при этом не меняя ни в коем случае правила игры. Потому что зритель привыкает к тому, как протекают события в проекте, и, конечно, он не готов будет, если мы вдруг скажем: «А вот здесь мы этих поменяем на этих». Мы таким образом просто запутаем любого телезрителя, и ему станет некомфортно жить в среде, которую мы ему предлагаем. Поэтому каких-то принципиальных драматургических изменений в проекте не предвидится. Это первое.
Конечно, самое яркое и самое интересное — новые участники. Это второе. Методом простой математики можно представить количество людей. Если каждый год мы получаем более 10 тыс. заявок на участие в программе, то это уже около 60 тыс. человек.
Можете представить себе интересных, ярких, новых, никому не известных музыкантов, которых зритель пока не видел? Нам приходится по крупицам всё это собирать — этих ярких участников. Потому что только они делают программу интересной.
Телезритель внимательно следит за тем, кто вышел на сцену, что он делает, что за ним стоит, как он выглядит, сколько ему лет, какой у него характер, какая у него жизнь. Вот это главное и основное отличие одного сезона от другого. Ну и, конечно же, члены нашего тренерского совета. В этом году мы решили собрать так называемый золотой состав тренеров.
Это Александр Градский, Леонид Агутин, Дмитрий Билан и замечательная, горячо мною любимая Пелагея. Они соберутся после достаточно долгого перерыва, за это время многое произошло: подрос сын у Александра Борисовича (уже сам ходит, приходит на съёмки), родила Пелагея. Какие-то новые события произошли в жизни у Димы Билана и у Лёни Агутина. И они не виделись довольно давно. Их первая встреча в качестве тренеров, их работа, борьба за интересных, ярких участников — всё это нас ожидает в новом сезоне. Особенно на первом этапе, который называется «Слепые прослушивания».
— А почему вы решили вернуться именно к этому составу? Он был самым популярным?
— Вы знаете, мне не кажется правильным применять здесь слово «популярный». Он был самый неожиданный, самый интересный и самый яркий. Вот так, наверное, будет правильно. И, мне кажется, это не только моё мнение. Это даже совсем не моё мнение, это мнение телезрителей. И оно основано не на пустом месте, понимаете, а на определённого рода исследованиях, ощущениях, той самой обратной связи, которую мы постоянно поддерживаем с нашими зрителями и понимаем, что им нравится, а что не нравится.
Я думаю, все соскучились по этим тренерам, по их взаимоотношениям. Вы знаете, у меня состав тренеров ассоциируется с хорошим таким часовым швейцарским механизмом. Вот когда тренер говорит, что точность, какая-то эксклюзивность, надёжность... Когда каждая деталь механизма швейцарских часов работает, разные шестерёнки, разных размеров — как невежественный человек представляет устройство механических часов — вот для меня это такой образ. Каждая деталь очень чётко взаимодействует с другой деталью. И в итоге получается вот такой механизм. Они — как единый образ. Даже как единый человек, я бы сказал. Со всеми его чертами характера, плюсами-минусами и так далее.
— Порой кажется, что вам лично достаточно нескольких секунд, нескольких нот, чтобы исключить человека. И гораздо дольше — чтобы принять его. Можете ли привести примеры, когда вы, наоборот, тратили на человека больше положенного времени, давали ему какой-то шанс и оказались правы?
— Самый яркий пример на памяти у всех и у нас, как у организаторов проекта, в том числе — это девушка, которую зовут Варвара Визбор.
На мой взгляд, она — один из наиболее ярких артистов, приходивших на наш кастинг. Дело в том, что, когда проходит кастинг, волей-неволей устанавливается стандарт, планка. Всё, что ниже, нас не интересует.
Мы берём не тех, кто думает, что поёт. Мы берём в проект людей, которые действительно умеют петь. И среди тех людей, которые действительно умеют петь, мы ещё стараемся искать ярких, интересных личностей.
Чтобы не на пустом месте, чтобы была какая-то перспектива у человека, который умеет петь. Как известно, лучше всего поют бэк-вокалисты. Но почему они существуют, бэк-вокалисты, прожили лет десять в профессии и всё продолжают быть бэк-вокалистами? Наверное, проблема заключается в недостатке харизмы, недостатке личности в характере. Вот здесь чего-то не хватает, артистизма какого-то и так далее. Поэтому дать человеку возможность, шанс выйти из линейки бэк-вокалистов и заявить о себе — вот задача.
Вот Варвара, например, не подходила ни по каким канонам к этому стандарту. Она стандарт как-то разрушала. Я действительно потратил на неё больше времени, чем на остальных, и потом мы ещё долго с редакторами обсуждали, как правильней её подать. Я считаю, что подали мы её совершенно блестяще. Что на неё не отреагировали тренеры, это проблема не наша. Тренеры почему-то не услышали то, что услышали я и мои коллеги. Но, правда, мы ещё и видели то, что слушали. Может быть, здесь какая-то нестыковка произошла. Такие случаи были, и очень много.
— Все победители шоу «Голос» имеют музыкальное образование, у большинства — высшее. Говорит ли это о том, что просто таланта, врождённого дара недостаточно, чтобы попасть на проект и победить, и что в этой сфере нужно ещё и учиться?
— Нет, абсолютно не говорит. Все мы сталкивались с формулировкой «что такое успех»: сколько процентов таланта, сколько процентов работы и так далее. Но, безусловно, талант, данный человеку богом, родителями, в данном случае — на первом месте. А дальше мы можем эти скобки раскрывать, и уже каждый из нас может добавить в эту характеристику слова «талант» свою чёрточку, свой пунктик. Но талант, на мой взгляд, — это всё-таки основное. Мы прекрасно знаем историю всемирного искусства, живописи. Это как раз подтверждает, что талант является основой всего, и успеха в том числе.
— Когда вы только представляли проект «Голос», вы отмечали, что его популярность в других странах говорит о том, что в музыку возвращается голос.
— Да, говорил, это очень важно: голос, живой звук, живое пение. Безусловно.
— А почему так мало участников по завершении проекта мы видим на экранах телевизоров?
— Я не могу отвечать за все проекты, которые выходят на нашем телевидении. Их огромное количество, и они по-разному называются, но смысл один и тот же — это предоставление возможности творческому человеку, артисту, певцу заявить о себе. Показать голос, талант, артистизм и то, что отличает тебя от других. Потом получается так, что проходит шоу, оно имеет высокую степень популярности, высокий рейтинг, а после эти артисты пропадают, их не видно на эстраде, в шоу-бизнесе. Кто-то начинает жить немного по другим законам, законам пиара: распускает о себе слухи, сплетни и так далее, участвует в каких-то разговорных ток-шоу на разных телеканалах, женится, разводится, судится, с ребёнком, без ребёнка и так далее.
А когда участник проекта, артист выпустил свой сольный альбом, записал песню, принял участие в каком-то конкурсе или его пригласили на какой-то фестиваль — этой информации нет, и создаётся впечатление, что они куда-то пропадают и их не видно.
Что касается наших участников: мы обязательно следим за их дальнейшей жизнью. Мы не ставим себе задачи на дальнейшее продвижение, популяризацию, продюсирование артистов. Этого в наших задачах не стоит. Но у нас огромное количество концертов, которые мы делаем, снимаем, — мы везде приглашаем наших участников проекта «Голос». Когда проекту исполнилось пять лет, мы сделали большой и очень популярный у зрителей проект, который назывался «Голос в Кремле. Пять лет». Мы собрали огромное количество людей, которые были в проекте, и дали возможность ещё раз спеть — свои песни или песни, которые они пели в проекте. Мы обязательно наших артистов приглашаем во всевозможные проекты, которые у нас проходят для того, чтобы как-то поддерживать их на плаву.
Но, самое главное, дело не в нас, не в телевидении, а в том, как артист себя ощущает. Если Дина Гарипова начала активно гастролировать, Серёжа Волчков также активно гастролирует. Неважно, на каком репертуаре построена их концертная деятельность, но в основном она сейчас построена на кавер-версиях. Чего не хватает нашим артистам, как я считаю, так это их собственных хитов, которые были бы популярными и яркими, стали бы их визитной карточкой. Потому что проект построен на том, что артисты показывают все свои вокальные, артистические данные, но на материале, который хорошо известен публике. А теперь хочется знать: а твой репертуар, а ты что можешь исполнять, ты чем будешь завораживать огромную аудиторию, которую ты получил за счёт участия в большом проекте? Это шаг, который зависит от них, и дальнейшая судьба зависит исключительно от них самих.
— Какой из двух проектов — «Голос» и «Голос. Дети» — отнял у вас больше времени, эмоций и сил?
— Могу сразу сказать — «Голос. Дети». Для меня это очень серьёзная тема, потому что работать с детьми безумно приятно, но очень сложно. Со взрослыми проще, ты как-то на одной волне находишься с ними. С детьми надо очень аккуратно, даже за лексикой своей следить. Поэтому, конечно, «Голос. Дети».
— Чем вы руководствовались, когда приглашали наставников и ведущих на шоу?
— Это, наверное, самый сложный вопрос для людей, которые работают на телевидении. Как только ты начинаешь работать над каким-то новым проектом (неважно, купили мы лицензию или сами его придумали), первый вопрос, который возникает: кто этот проект будет вести? Потому что от ведущего зависит — не хочу сейчас преувеличивать или преуменьшать — колоссальный процент успеха проекта. Найти такого человека очень сложно.
Я считаю, что с Димой Нагиевым нам просто повезло, потому что Дима, безусловно, популярный, известнейший шоумен, замечательный артист, прекрасный радиоведущий — перечислить все его заслуги невозможно. Что и как произошло, что наши колебания совпали? Я даже не помню сейчас, кому принадлежит сама генеральная идея, кто сказал первый о Дмитрии Нагиеве. Но мне кажется спустя шесть лет существования этого проекта, что это было таким органичным естественным образом, и я очень рад, что так сложилось.
Я не сомневался ни секунды, что проект «Голос. Дети» тоже должен вести Дима. И то, что он делает, — это так элегантно, это очень здорово. Дети его любят, обожают, несмотря на всю брутальность, неоднозначность этого персонажа, в определённой степени, может быть, грубость. Но это такая лёгкая, воздушная игра, которая не переходит грани, которые могут уйти в безумно неприятные мне понятия «пошлость», «фальшь», как только начинается неправильное заигрывание, сюсюканье с ребёнком в разговоре или иной форме общения.
Что касается тренеров, это совсем страшная история. Это тоже попытка уйти от обыденности: Киркоров, Басков, Галкин и всё знаменитое, что есть на сегодняшний день. Я просто собрал фамилии моих замечательных друзей, артистов и музыкантов. Это попытка посмотреть на вещи с другой стороны.
— Кто-нибудь из приглашённых отказался или испугался работы?
— Да-да, были случаи. Я не буду называть фамилии (это нехорошо) замечательных, больших, великих музыкантов, артистов, которые отказались от участия, когда я делал им предложение, и впоследствии очень сильно об этом сожалели.
— Из ваших многочисленных популярных шоу, которые были на телевидении, какое вам ближе всего?
— Конечно же, «Голос». На самом деле, это успех, и мы за это шоу получили несколько ТЭФИ — и за «Голос» взрослый, и за «Голос. Дети». Я получал ТЭФИ как лучший телевизионный продюсер два сезона. Конечно, «Голос». Хотя все остальные многочисленные проекты (я их даже, наверное, сам не помню) — к каждому относишься как к своему ребёнку, пусть это звучит банально. Правда. Сейчас у меня идёт проект «Три аккорда». Я его люблю, потому что он сделан, и мы не будем спорить о его эстетических достоинствах, о глубине музыки — это телевизионная программа, которая адресована конкретному телезрителю и должна вызывать у него желание смотреть. Я его безумно люблю и этих людей очень люблю, членов жюри, которые там участвуют, участников, которые там работают, музыкантов, режиссёров, которые ставят им номера. Но «Голос» во всей этой иерархии занимает место номер один.
....................................................
https://russian.rt.com/nopolitics/artic ... rvyu-golos