Школа вокала Олега Васильева
Елизавета Качурак vs Дениза Хекилаева
Финал шоу Голос Дети 4 получился жарким и непредсказуемым. В бесплатном голосовании в приложении «Голос Дети» в лидеры вышла Дениза Хекилаева, но страна все-таки проголосовала за Елизавету Качурак. Конечно, это вызвало много вопросов и споров: Действительно ли Лизы была достойна победы? Что помешало выиграть шоу Денизе? Кто из девочек сильнее/слабее в плане вокала? В данной статье постараемся ответить на эти вопросы.
На эти и другие вопросы попробуем ответить в этой статье, используя комментарии от подписчиков группы Подслушано Голос Дети, где разгорелись самые яркие страсти. Давайте разберем основные предположения, которые высказывались после окончания шоу. Это поможет нам составить более объективное мнение.
Предположение №1: У Елизаветы Качурак слабый голос
Это предположение, мягко говоря, не соответствует действительности. Да, большинство песен, которые исполняла Лиза Качурак на шоу были менее «громкие», чем песни Денизы Хекилаевой. Но, давайте посмотрим на песню, где голос Лизы проявляется с другой стороны. Например, в песне Кристины Агилеровны «Hurt»:
Обратите внимание на фрагмент видео с 1:10 по 1:23 секунду. В это месте Лиза поет ноты си и соль-диез первой октавы реально сильным и мощным голосом. По мне, так неотличимо от оригинала. В песне «Вера», которую исполнила Дениза Хекилаева, верхние ноты это соль, си-бемоль первой октавы. Плюс до второй октавы в том месте, где Дениза делает слайд наверх со слова «вера» в припеве.
Как мы видим, ноты все те же самые, разница между ними вверх и вниз в минимальные полтона. Да и тембр на этих нотах у Лизы немного, но все-таки, пожирнее чем у Денизы. Можно услышать, что объем (объем глотки, рта, в общем резонаторов) у Лизы больше, поэтому и звучит это посочнее. Да и воспроизвести такое звук сложнее, это требует большего напряжения и большей опоры дыхания.
Послушайте и сравните сами (с 1:05 секунды):
Это не значит, что Дениза не может также. В данном случае Лиза точно повторяет манеру Агилеры, а в песне "Вера" вряд ли требуется такой объем. Но факт, есть факт.
Вывод: предположение о том, что у Лизы слабый голос не соответствует действительности. Если меня читают брутальные рокеры, я скажу более ясно: «Ребята, кто говорит, что у Лизы Качурак слабый голос, гонит фуфло!».
Предположение №2: Голос Лизы одной направленности
Это мнение высказывалось не раз, потому Елизавета Качурак на шоу действительно спела больше спокойных, лиричных и напевных песен. Однако, почему-то людей не смущает тот факт, то финальная песня Лизы была на английском и исполнена в самых лучших традициях западного поп-стиля. Посмотрим на нее поближе:
Обратите внимание на несколько фрагментов песни:
1) 0:28 - 0:31 - здесь Лиза мгновенно переключается с полного голоса на фальцет и обратно.
2) 0:34 - 0:44 - здесь Лиза делает то же самое в середине, но саму фразу начинает со штробасной атака. И один из самых сложных и крутых моментов мы видим в конце фразы - это так называемое «крещендо/диминуэндо». То есть, Лиза сначала плавно усиливает громкость, а затем также плавно сводит ее до нуля. Даже в грудном голосе не каждый сможет так плавно менять громкость на одной ноте. А уж здесь в миксте это подобно цирковому номеру, это сверхсложно и Лиза это делает.
3) 1:43 - 1:46 - после высокой ноты Лиза переходит на субтон. Это уже немного другой вид украшения, чем скачок в фальцет. Субтон - это голос с придыханием, но при более сильном смыкании связок, грубо говоря это придыхание на полном голосе. В этом случае связки продолжают вибрировать всей своей массой, в отличие от фальцета, где связки смыкаются только краями.
Честно говоря, здесь я не на 100% уверен что это субтон, но по тембру голоса и напряжению шеи (это видно) я все таки с большой долей вероятности предполагаю, что это таки субтон.
4) 2:28 - 2:38 - ну и напоследок эта зубодробительная фраза, которая опять начинается со штробаса. Далее идет нисходящий пассаж, потом вибрато с подтяжкой. Вторая часть это восхождене мелодии сначала из грудного голоса в фальцет, потом вниз обратно в грудной и вверх в микст! Я даже когда слушал это, мне уже стало плохо. Как это все пропевает Лиза, да еще так ровно, для меня остается загадкой.
Вывод: итак, мы видим, что Лиза прекрасно поет не только лиричные и спокойные песни, но в совершенстве (реально в совершенстве, блин!) владеет всей новомодной западной мелизматикой, высокими мощными нотами, переключается между регистрами и вообще творит что-то невообразимое.
Таким образом, предположение о том, что Лиза умеет петь только романсы, это полное ... ну вы меня поняли, товарищи рокеры.
Предположение №3: Тихо спеть может каждый
Это предположение идет в продолжение предыдущего, потому что Лиза в основном пела лиричные и спокойные песни. У некоторых создается ощущение, что спеть так реально просто. Посмотрим на песни «Молитва» и «Любовь - волшебная страна» внимательнее:
Все, кто поет, знает что спеть высокие ноты громким голосом реально легче, чем спеть их тихо. Есть даже известное упражнение, которые используют и наши отечественные преподаватели, в том числе и академ-вокала, и западные тренеры по вокалу. Оно называет примерно «крик Хэй! вдаль». Это когда вы идете по улице, видите знакомого человека через дорогу и вдруг решаете докричаться до него.
Если реально представить это и крикнуть «Хэй!», то многие люди реально первый раз находят для себя громкий микст, опору, и понимают как надо выдыхать на высоких нотах. В этом случае выдох получается мощным и нота «схватывается» сама собой. Совсем другое дело, когда нам нужно спеть высокую ноту ПОЛНЫМ ГОЛОСОМ, но тихо В этом случае нужен куда более сильный контроль дыхания и вообще координация в целом.
Сделать же это прямо во время песни, не теряя плавности в голосе это вообще удел профессионалов. Именно это и умеет мастерки делать Лиза Качурак, именно этот прием «крещендо-диминуэндо» является ее коронной фишкой. Она использовала его во всех своих выступлениях, чтобы разнообразить относительно бедные современной мелизматикой песни «Любовь - волшебная страна» и «Молитва».
И именно на этом моменте на слепых прослушиваниях к Лизе повернулся Дима Билан. Он мгновенно оценил невероятный профессионализм Лизы в исполнении данной приема. Это фрагмент видео 0:42 - 0:45:
https://youtu.be/zcsPQjDtNSw?t=42s Вывод: Итак, мы видим, что спеть тихо, та еще задачка, особенно если это высокая нота, взятая полным голосом. Да еще и в песне, где никто не даст возможности остановиться посреди фразы и если что, попробовать еще раз.
Заключение
Итак, мы разобрали основные вокальные «мифы» о Елизавете Качурак, ее манере исполнения и ее голосе. Если кому-то интересно прочитать такой же разбор про Денизу Хекилаеву, также основанный на комментариях из соцсетей, то прошу отписаться в коментариях. Тогда будет вторая часть статьи с упором на Денизу.
Автор: Олег Васильев
https://vk.com/voiceengineering