Перевод - Таша Изюм
Михал Якуб Кирилл Шпак не сразу стал принцем польской музыки. Вначале он, как простой пастушок, «ходил по окрестным лугам, утёсам и, как только не было никого рядом, упражнял голос». Почему в музыкальной семье юного таланта обделили музыкальным образованием?
Убедила младшего брата начать петь Марлена. Он стал заниматься при Доме культуры, но настолько увлёкся музыкой, что это сильно отразилось на учёбе, пришлось прекратить вокальные тренировки (в другом интервью у Михала была другая версия – индивидуальные занятия превратились в хор). Михал мечтал о музыкальной школе, но пришлось довольствоваться самообразованием на природе и занятиями с сестрой, которая училась в лицее в Кракове параллельно с музыкальной школой. В своей маленькой комнате, в квартире в блочном доме, он также упражнялся. Видно хорошо пел, потому что соседи никогда не протестовали.
До Икс-Фактора Михал подавал документы в Государственную школу музыки (песенное отделение) в Варшаве по ул. Беднарской, но по его словам "отборочный комитет (три пожилые пани и один пожилой пан) не зачислил меня, приняв во внимание... образ, который для этих людей оказался слишком шокирующим. Сделали вступительное собеседование о характере окружения и очень много времени посвятили теме - почему крашу ногти, почему ношу так много бижутерии, почему так одеваюсь и тому подобное. Думаю, преобладало в отказе принять меня в школу то, что педагоги хотели иметь не артиста, а того, кого смогли б формировать".
С 2011 года Михал обрёл своего Учителя. Им стал Тадеуш Koнaдoр. Его урокам благодарны многие известные коллективы (2 плюс 1, Maanam, Tilt, Dezerter, De Su, Sistars и другие) и не менее известные певцы (Andrzej Krzywy, Кора, Kayah, Кася Ковальская, Магдалена Вуйцик (группа "Goya"), Галина Францковяк (Halina Frackowiak), Rafał Brzozowski и многие другие). Подготавливает он и профессиональных актеров на роли, где нужно петь. Работает со многими театрами.
Про Тадеуша писали: "Едва ли существует музыкальный журналист или любитель народной музыки, который не знал бы это имя. На протяжении многих лет имя Konador - бренд, который ассоциируется с уникальными публикациями, обширными знаниями и приверженностью продвижению народной музыки". Началом для Тадеуша стала игра на контрабасе в школьные времена, а затем он провёл много лет, изучая музыковедение в Академии католической теологии. После этого у него появилась одна страсть - работа с голосами.
Тадеуш - отец пятерых музыкально одаренных детей, которые помогают ему с организованной в центре Варшавы Народной галереей (вначале работала в его квартире), со студией песни Тадеуша Конадора, со звукозаписывающей компанией (занимается изданием и распространением народной музыки). Его дочь Агата объяснила это глубокими музыкальными корнями своего рода: "Еще до большевистской революции мой прадед Винсент пел на двух лучших в мире оперных сценах Москвы и Санкт-Петербурга".
В экспедициях, спасающих от забвения народную музыку, представители галереи добрались даже до двух деревень староверов на Гавайях. "Это очень подозрительные сообщества. Трудно было их убедить сделать записи. Я ездил туда много раз, говорили, спорили вместе, я настоятельно намекал на неформальные контакты. Наконец сделали это", - говорил Тадеуш. Про связь музыки народной с современной отметил: "Музыка не музей, она живая, меняется … очень важно, чтобы это была эволюция, а не революция".
Кроме своей страсти по огранке вокальных алмазов у Тадеуша имеется и любовь "на стороне". Это музыка лемков и гуцул, украинская. В 1991 году он стал одним из основателей знаменитого польского коллектива украинской песни "Верховина", где поёт в "свободное" время. Для создателей коллектива сначала это была любовь к горам на границе с Украиной, экологические походы с песнями у костра. Среди которых вскоре появились песни лемковских горцев-пастухов и украинские "щедрівки". Каждый год "Верховина" даёт концерт в главном зале Варшавского технологического университета, где выключенный свет и прекрасная акустика позволяют достичь удивительной атмосферы. Коллектив выпустил пять компакт-дисков ("Krynyczenka", "Werchowyna Live", "Oj, zza hory", "Hej, Kolęda, Kolęda" и "Pieśni święte i grzeszne") и две кассеты ("Werchowyna" и "Tecze Riczka").
В 2015 Михал поделился, что уроки пения имеет два раза в неделю, при этом дополнительно готовится очень серьёзно перед каждым концертом. О Тадеуше говорит так: "Имею хорошего учителя, он работает на том, что получает. Не навязывает своё видение пения, но развивает голос, который имею, тот стиль, который я использую. Учитель ругает меня, когда слышит, что не могу найти выход из положения, когда пою с усилием, форсирую ненужно голос. Но никогда не услышал от него, что я делаю что-то плохое, или что я к чему-то не приспособлен. Он осознает, какую музыку я делаю, и приводит к тому, чтобы вживую мог без проблем петь так, как в студии звукозаписи". И добавил скромно: "Пению нельзя научиться за несколько уроков, ему учатся на протяжении всей жизни".
С презентации студии песни Конадора: "Чтобы быть хорошим певцом не достаточно знать, как петь красиво, вы должны знать, как преодолеть страх сцены, передать эмоции, как заставить людей получить ваше сообщение". Ее особенности: полный спектр вокальных жанров, постановка "лёгкого" голоса, вместо формирования - содействие, тонкая наука использовать свой голос здоровым до глубокой старости. 16 мая студия написала: "Поздравляем нашего студента Михала с 8-ым местом на Евровидении, и ещё более поздравляем с 3-им местом у публики, потому что она является наиболее важной для артиста. Мы гордимся тобой! Как вы можете видеть - тяжёлый труд окупается".
В интервью Тадеуш говорил, что бы Михал на занятиях не пел, хоть таблицу умножения, другие ученики подходят его послушать. В другом интервью журналист спросил: "Какой ученик Михал Шпак? ". На что его учитель ответил: "Гениальный! Михал этого не слышит (примеч. - тот стоял рядом). Дело в том… не знаю, есть люди люди-звуки, а Михал это целый голос! ".